Этапы и закономерности формирования и развития физических качеств у детей дошкольного возраста

Правильное физическое воспитание детей укрепляет и закаливает организм, повышает резистентность к воздействию отрицательных факторов

окружающей среды, является наиболее эффективным средством неспецифической профилактики и важнейшим стимулятором роста и развития детей.

                                                                            М.Я. Студеникин

       Современный человек, к великому сожалению, предпочитает жить по законом  общества, игнорируя законы природы, отвечающие в значительной мере естественным биологическим потребностям организма. Законы общества, как правило, не отвечают требованиям сохранения и укрепления здоровья. Они противоречат принципам биологической ритмичности, толерантности, человека к внешним условиям, предъявляют к организму чрезмерные требования, что сопряжено с нерациональными энергозатратами и нередко нервно-психическими срывами.

Однако человек не задумывается над этим, не заботится о собственном здоровье в противовес заботам об обеспечении материальной базы существования. Статистика свидетельствует, что именно здоровье становится первоочередной проблемой современного делового человека.

      Проблема здоровья подрастающего поколения в последнее время стала очень актуальной, так как обществу нужны творческие, гармонично развитые, активные личности. Негативное влияние на организм ребёнка различных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния его здоровья, снижению умственной и физической активности.

       Современного ребёнка, как правило, невозможно оторвать от телевизора, компьютера и игровой приставки. Ещё 10-15 лет назад детей трудно было загнать домой с улицы, они играли в командные игры и активно общались с друзьями. С повсеместным распространением компьютера и появлением Интернета всё изменилось. Сегодня дошкольники редко занимаются спортом и играют в подвижные игры. Физическая нагрузка уменьшается, отсюда по распространённости первое место занимают болезни опорно-двигательного аппарата.

             Есть и другие причины: некоторые родители чрезмерно увлекаются интеллектуальным развитием своих детей (занятия по обучающим компьютерным  программам, посещение различных кружков) в ущерб их физическому развитию.  Поэтому задача каждого неравнодушного педагога и родителя – сформировать у ребёнка понимание важности физических упражнений, спорта, ведь это – залог здоровья. И главную роль в решении должны играть ДОО.

       Основные  цели ДОО – охрана и укрепление здоровья детей. Этого требует от нас ФГОС ДО. В соответствии с ними в детском саду осуществляются различные виды работы по обеспечению физического и психического комфорта детей.

Это – Физкультурно-оздоровительная работа, направленная на сохранение здоровья детей.             
Формирование базовых двигательных умений и навыков, определяющих степень готовности ребёнка к школе.
Развитие физических качеств и психических процессов.
      4.   Развитие умственной сферы образования.

     Все виды  работы   по физическому воспитанию дошкольников  должны быть  по этапными  и с учётом всех возрастных закономерностей развития детского организма. При этом, в процессе физического воспитания мы должны решить не только образовательные задачи: формирование двигательных навыков  и умений; развитие двигательных и физических качеств, но и привитие навыков правильной осанки, навыков гигиены  и освоение специальных знаний по укреплению здоровья.

      У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость), но чтобы обладать этими качествами,   ребёнок  должен  пройти их по этапное развитие.

      Задачи первого этапа обучения движению – это знакомство детей с новыми движениями, затем нужно создать целостное представление обо всем двигательном акте и только потом начать его разучивать, выполняя в общих чертах.

       Задачи второго этапа – это углубленное разучивание движения. Нужно уточнить правильность  выполнения  детьми деталей техники, постепенно исправляя имеющиеся ошибки и добиваться правильного выполнения действия в целом.

     На третьем этапе обучения задачей является совершенствование сформированного навыка, стимулирование детей к самостоятельному выполнению движения в целом и создание возможностей применения его в играх. Это совершенствование заключается в том, что зрительный контроль сменяется  двигательным.

       Сформированные двигательные навыки и умения  позволяют,  экономит физические силы. Если ребёнок делает упражнения легко, без напряжения, то он тратит  меньше нервно-мышечной энергии на его выполнения. Благодаря этому создается возможность повторять  упражнение большее количество раз,  более эффективно влиять на сердечнососудистую и дыхательные системы, а также двигательные качества. 

      Использование прочно сформированных навыков и умений позволяет осмыслить задачи, возникающие в непредвиденных ситуациях в процессе двигательной, особенно игровой деятельности. Ребёнок,  научившийся  правильно прыгать в длину с разбега, уже не думает,  как ему  прыгать через ручей или через ров, в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка.

        Двигательные навыки и умения, сформированные  у  детей к 7 годам, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

       У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребёнка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата,  этот навык важно формировать с раннего возраста, как ребёнок научился ходить.

       Двигательная сила, быстрота, выносливость во многом  зависит  от правильной осанки и на оборот, все взаимосвязано. Развивая те или иные качества навыков и умений, мы должны помнить  об  их закономерности развития. Нельзя научить ребёнка выносливости, если у него нет гибкости и слабо развит опорно-двигательный аппарат.

      Объективность оценки физической подготовленности во многом определяется знанием возрастных особенностей и закономерностей развития у дошкольников моторной сферы, в т.ч. физических качеств.  Наиболее важными из этих особенностей являются их обусловленность незавершенностью формирования физиологических структур организма и наличие в динамике физического развития ребёнка чувствительных к внешним воздействиям периодов. Характерными для дошкольников считаются также большая изменчивость пропорций тела и неравномерность развития функциональных систем организма. Все это диктует необходимость реализации строго соответствующих возможностям детей методов обучения и диагностики развития двигательных навыков и физических качеств.

     Правильно организованное физическое воспитание способствует развитию у дошкольников мышлению, памяти, инициативы, воображения, самостоятельности, выработке основных гигиенических навыков.  В дошкольном возрасте, большое значение для формирования ясных представлений об окружающем мире имеет чувственный опыт ребёнка. В этом периоде игра становится ведущим видом деятельности, но не потому, что ребёнок, как правило, большую часть времени проводит в развлекающих играх, — игра вызывает качественные изменения в психике ребёнка. Игра дошкольника значительно усложняется: в ней приобретается жизненный опыт, все отчетливее прослеживается определённый замысел, проявляется и развивается творческое воображение. С каждым годом в умственном развитии детей все большую роль начинают играть словесные пояснения и

задания взрослого.   

      Одним из важнейших средств воспитания здорового ребёнка являются физические упражнения, подвижные игры и спортивные развлечения. Занимаясь физическими упражнениями с детьми, важно внимательно следить за их здоровьем, обращать внимание на их внешний вид, настроение, самочувствие, утомляемость, аппетит и сон.

     Развивая физические качества, навыки и умения ( ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость), нельзя забывать и о том, что каждое  упражнение ребёнок будет осмысливать только тогда, когда педагог даст ему доступные его возрасту знания об этом упражнении, объяснит для чего они ему нужны, как их нужно выполнять.

Важно, чтобы дети знали о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средствах физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Имели представления о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной  и общественной гигиены. Также детям следует знать название частей тела, направление  движений  (вверх, вниз, вправо, влево, вперёд, назад и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью.

     Дети младшего дошкольного возраста ещё не владеют четкими движениями при ходьбе: они не могут ритмично бегать, часто теряют равновесие, падают. Многие из них плохо отталкиваются от пола или земли, бегают , опираясь на всю стопу. Они не могут поднять своё тело даже на небольшую высоту, поэтому им ещё недоступны прыжки в высоту, через препятствие и прыжки на одной ноге. Дошкольники этого возраста охотно играют с мячом, однако движения их ещё недостаточно согласованы, глазомер не развит, им трудно ловить мяч. Они быстро утомляются от разнообразных движений, отвлекаются.

     К 4-5 годам движения детей становятся более координированными: они осваивают прыжки, перепрыгивают через препятствия, ловлю мяча. У детей 6-летних появляется лёгкость, бег становится ритмичным, уменьшаются боковые раскачивания; они прыгают в высоту, длину, через препятствия. Осваивают метание мяча в цель; начинает развиваться глазомер. У детей старшего дошкольного возраста по сравнению с младшими тело крепче, пропорциональнее развита мускулатура. У них постепенно доводятся до автоматизма основные движения  в ходьбе и беге, улучшается согласованность движений, заметно повышается способность к ручному труду. Благодаря большой устойчивости тела ребёнку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. Дети становятся значительно выносливее, однако им нужно чаще менять исходные положения и разнообразить  движения. Их деятельность в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.

 Используемая литература:

Е.В. Сулим   «Растим  детей здоровыми» (стр. 3-4).

Л.Л. Артамонова,  О.П. Панфилов,  В.В. Борисова «Лечебная и адаптивно-оздоровительная физическая культура» (стр.3).

                                                                                              Работа инструктора по физическому воспитанию

  высшей категории МБДОУ ЦРР детского сада №11 «Подснежник»  Потаповой Галины Глебовны