В нашем детском саду проходит комплексная работа по лечению зрения и подготовке детей к школе. Тифлопедагоги совместно с врачом-офтальмологом и воспитателями групп разрабатывают специальные игры и упражнения, которые развивают не только ум и знания детей, но и зрение, зрительные функции. Это комплексное развитие осуществляется на специальных занятиях, в быту, на прогулке. Обязательное участие в этой работе принимают и родители. Родители, прежде всего, обязаны соблюдать режим ношения очков ребенком дома и обязательное ношение заклейки-окклюзии. Этот метод лечения дает очень хорошие результаты – по-разному, но уже через год, полтора, у детей повышается острота зрения, исправляется косоглазие неоперативным путем.

     Многим родителям кажется, что такие нарушения зрения как косоглазие, амблиопия не помешают ребенку полноценно учиться в школе. Однако, это не так. Даже если у ребенка неглубокое нарушение зрения, его восприятие окружающего мира отличается от восприятия детей с нормальным зрением. Например, дети с нарушениями зрения медленнее читают в школе, и требовать от них скорости чтения, как от зрячих, нельзя, часто путают похожие буквы: и – н – п.

      И родители обязательно должны предупредить об этом учителя.

     Поступающие к нам дети имеют разные нарушения зрения. Чаще всего в диагнозе отмечена амблиопия. Это говорит о том, что, возможно, ребенку не сразу надели очки, и он видит не настолько хорошо, насколько может видеть его глаз или глаза. В таких случаях на медицинских аппаратах детям повышают остроту зрения. В этот период и мы – педагоги подбираем такие игры, которые заставляют детей активно вглядываться, искать, находить, называть, подбирать геометрические фигуры, цвета, заданные величины. Например, покажи все красные фигуры (демонстрация пособия Блоки Дьенеша); отбери в коробку все треугольники; отложи в сторону только большие, только толстые фигуры и др. Хорошо развивает зрение и поиск ребенком различий между двумя рисунками (демонстрация картин из игры «Запоминай-ка». Развивает зрение и мышление, и позволяет нам, взрослым, понять: а что знает ребенок о предмете — такие задания, как «что перепутал художник?», «что художник забыл нарисовать?» — демонстрация картин из пособия Каше, Филичевой. Очень многие пособия мы изготавливаем сами, учитывая характер зрения и возможности детей. Например, «Какого цвета цифра 5…», «Какого цвета буква А…» — демонстрация пособий; «Найди две одинаковые по расположению предметов карточки», «спрячь картонкой только фрукты, только овощи» — демонстрация. И другие.

      Если у ребенка косоглазие, астигматизм или ребенок носит окклюзию, то  у него, естественно, нарушен зрительный контроль за движениями руки, детям сложнее рисовать, лепить, вырезать. Вы, наверное, это замечали. Для того, чтобы помочь детям, автоматизировать взаимодействие руки и глаз, мы используем различные упражнения, которые хорошо делать и дома. Это, прежде всего, обводка фломастером рисунков через прозрачную бумагу, кальку. Для этого подходят книжки-раскраски с четким контуром (показать). При этом важно учитывать возраст и возможности ребенка. Маленькому ребенку мы подбираем простые картинки – мяч, домик, огурец, морковка – демонстрация картинок. Детям старше – подбираются и книжки-раскраски сложнее, с изображением животных, детей, сюжетов (демонстрация). Такие задания ребенок может выполнять с вами и дома. Различные мозаики, конструкторы также развивают не только мышление детей, но и их зрительные функции, т.е. заставляют подбирать деталь строго по образцу, по размеру, по цвету, сравнивая с образцом зрительно, развивают самоконтроль – это правильно, а это неправильно. Часто у наших детей слабо развиты пальчики рук, кисти рук вялые. Мы выделяем обязательное время и на развитие мышц руки и мышц пальцев. Это различные нанизывания бус, и плетение, обыкновенные поролоновые губки развивают силу кисти (спрячь губку в кулачок), пособие «парк» тоже – демонстрация.

             Тифлопедагог занимается с теми детьми, которых выделяет для этого врач. Как правило, это дети с низкой остротой зрения: от 40% и ниже. Чаще всего такие дети не успевают все увидеть, все сделать на общем занятии. Просто потому, что хуже видят, чем другие дети. И им необходимы индивидуальные занятия. С теми детьми, у которых глубокие нарушения зрения (близорукость и дальнозоркость высокой степени, ретинопатия, атрофия зрительного нерва и другие заболевания) мы стараемся видеть и руками и глазами. Т.е. прежде всего, ощупываем, осматриваем каждый предмет, надавливаем на него, стучим им, нюхаем, пробуем, если это возможно, т.е. получаем о нем информацию всеми возможными способами. В этот период даем задания и родителям на дом. Не всегда мы в садике можем предоставить всю информацию детям. Например, изучая фрукты, даем родителям задание обязательно потрогать и попробовать и назвать и найти и показать фрукты, либо овощи. Различать сырую нечищеную, чищенную, вареную, жареную картошку, морковку; рассмотреть и послушать на улице по дороге домой или в детский сад автобус, грузовик, троллейбус, самолет и т.п. Находим дома, различаем кресло, стул, табуретка, диван и т.п.

            Как Вы, наверное, могли увидеть, в саду идет работа по всем направлениям и позволяет детям не только лечить зрение, но и успешно готовиться к школе.

Федотова А. И. Учитель-дефектолог