В процессе восприятия окружающего мира с помо­щью зрения мы узнаем о форме, величине, цвете пред­метов, их пространственном расположении и степени их удаленности. Такую богатую информацию мы получаем с помощью различных функций зрения.

К основным функциям зрения относятся:

— острота зрения,

— цветоразличение,

— поле зрения,

— характер зрения

— глазодвига­тельные функции.

Снижение любой из них неизбежно влечет за собой нарушения, как в ходе самого процесса, так и в результате зрительного восприятия.

1. Нару­шение функции остроты зрения снижает разрешающую способность глаза, точность, полноту и скорость воспри­ятия, что затрудняет и замедляет узнавание предметов и изображений.

Нарушение функции остроты зрения может быть вызвано нарушением преломляющей силы оптической системы глаза (рефракции) и проявиться в виде мио­пии (близорукости), гиперметропии (дальнозоркости), астигматизма (изменение преломления оптической сис­темы глаза в различных меридианах).

Нарушение остроты зрения может быть вызвано так­же функциональными расстройствами зрительного ап­парата. Нарушение зрения, связанное с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатоми­ческой причины, называется амблиопией.

 2. Нарушения функции цветоразличения обусловли­вают возникновение трудностей восприятия, невозмож­ность различения одного из трех цветов (красного, зе­леного, синего) или приводит к смешению зеленого и красного цветов.

3. Наличие нарушений функции поля зрения за­трудняет целостность, одновременность, динамичность восприятия, что приводит к возникновению трудностей в пространственной ориентировке.

4. Нарушение бинокулярного характера зрения, при­водящее к снижению способности видеть двумя глаза­ми одновременно и воспринимать рассматриваемый объект как единое целое, искажает пространственное, стереоскопическое восприятие окружающего мира.

5. Нарушение глазодвигательных функций, характе­ризующееся отклонением одного из глаз от общей точ­ки фиксации, приводит к возникновению косоглазия.

При наличии нарушений глазодвигательных функ­ций в виде нистагма, характеризующегося наличием непроизвольных колебательных движений глазных яблок, даже при достаточно высокой остроте зрения имеет место нечеткость восприятия.

Под влиянием различных причин могут иметь мес­то нарушения как одной, так и нескольких зритель­ных функций.

Нарушения зрения условно делятся на глубокие и неглубокие.

К глубоким относятся нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важней­ших функций, как острота зрения и (или) поле зрения, имеющие ярко выраженную органическую детермина­цию. В зависимости от глубины и степени нарушений данных зрительных функций может иметь место сле­пота или слабовидение.

К зрительным нарушениям, относящимся к так на­зываемым относятся

·         нарушения глазо­двигательных функций (косоглазие, нистагм);

·         наруше­ния цветоразличения (дальтонизм, дихромазия);

·         нару­шения характера зрения (нарушения бинокулярного зрения);

·         нарушения остроты зрения, связанные с рас­стройствами оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).

Анализ научных данных и результатов наблюдений за практической деятельностью детей с нарушениями зрения позволяет утверждать, что такие дети испыты­вают серьёзные трудности в определении цвета, фор­мы, величины и пространственного расположения пред­метов, в овладении практическими навыками, в вы­полнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве. По­этому так важна для детей с нарушениями зрения по­мощь специалистов, в первую очередь, тифлопедагога.

Федотова А.И. учитель-дефектолог