Один из методов взаимодействия педагогов и родителей в решении вопросов воспитания ребенка

То, чем мы представляемся нашему внутреннему взору,

И то, что есть человек (с точки зрения вечности),

Может быть выражено только через миф.

К. Юнг

Любой воспитатель детского сада знает, что дети не имеют собственных психологических проблем, так как их проблемы – отражение проблем родителей. Следовательно, меняя поведение родителей, как по отношению друг к другу, так и по отношению к ребенку, можно разрешить проблемы ребенка.

         Самыми важными людьми на свете, на поведение и слова которых ребенок ориентируется, является его родитель.

         Педагог может затратить титанические усилия, чтобы обучить ребенка чему-то. Но завтра, вернувшись из дома, сверив там полученные знания с эталонами (предлагаемыми родителями), ребенок вновь будет воспроизводить привычные для него стереотипы.

         Всем, кто работает с детьми, наиболее трудными моментами является вовлечение родителей (законных представителей) в совместное разрешение проблем ребенка. Задача воспитателя заключается в том, чтобы объяснить родителям, какое место они занимают в той или иной ситуации , сложившейся в семье. И совместно искать пути ее решения. Но каждый родитель надежно защищен собственными механизмами психологической защиты от любых объяснений педагога.

         Вместо прямого столкновения с представлениями родителя мы решили воспользоваться мифологическими подходами.

         Под мифом понимается любое представление, которое разделяется определенным кругом людей. То есть это некое представление, в которое безоговорочно и безгранично верят.

Мы уверены, что наше взаимопонимание с родителями улучшится, если мы будем использовать отдельные примеры, образы, притчи. Это более эффективно, чем объяснение проблемы с помощью логических рассуждений.

Байка «Маленький принц и Лис»

В сказке А. де Сент-Экзюпери о Маленьком принце есть замечательный момент, когда принц разговариваете Лисом. Лис спрашивает его о его планете:

Лис очень удивился:

– На другой планете?
–Да.
– А на той планете есть охотники?
– Нет.
– Как интересно! А куры есть?
– Нет.
– Нет в мире совершенства! – вздохнул Лис.

Мораль: вне зависимости от наших желаний и стремлений мы не найдем совершенства в реальном мире, как не может его быть и в людях, живущих рядом с нами, да и в нас самих.

Комментарий: этот эпизод из сказки может замыкать и цепь позитивных, и цепь грустных размышлений родителей. Он может служить иллюстрацией отношения к реальности и принятия того, что изменить невозможно. Мир устроен не в соответствии с нашими желаниями и придуман не нами. И наши дети, как, впрочем, и мы сами, не являются и не могут быть совершенными. Поэтому мы должны соотносить наши требования к ним с их возможностями. Эпизод хорош тем, что в таком виде не вызывает критики со стороны собеседников, которые в любом другом контексте могли бы доказывать

Невозможность предъявления самых высоких требований и к взрослым людям, и к детям. Часто, кажется, что у соседей дети лучше слушаются своих родителей и у других меньше проблем, чем у нас. Но это иллюзия.

Воспитатель Антонова Г.В.