Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом на занятии педагоги имеют возможность решать несколько задач из различных областей развития, а дети осваивают содержание различных разделов программы параллельно. Работа с детьми, имеющими нарушения зрения, осуществляется в совместной работе всех специалистов детского сада (медицинские работники. тифлопедагог, логопед, инструктор по физическому воспитанию, музыкальный руководитель, воспитатель), а также, родителей.

По определению Р. Е. Левиной, собственно речевые нарушения не являются единственным ядром аномалии. Это объясняется тем, что формирование речи у детей с нарушением зрения протекает в более сложных условиях, чем у зрячего ребенка. Патология в зрении влияет на взаимодействие анализаторов, перестраивает их. Поэтому, вследствие нарушения зрительного анализатора расстройства речи слабовидящих детей обусловлены ее ранним недоразвитием.

Специфика, содержание занятий, формы организации, приемы, способы и средства коррекционного воздействия определены степенью выраженности речевого нарушения, зрительного диагноза, возрастными, психическими, двигательными, интеллектуальными возможностями дошкольников, а также медицинскими диагнозами офтальмологической службы. В системе занятий осуществляется комплексный подход, что обеспечивает активизацию сохранных анализаторов моторной деятельности, развитие чувствительности у детей с нарушениями сенсорной сферы.

При работе с детьми соблюдаются офтальмо-гигиенические требования

 Специальная наглядность: крупная до 15-20 см для фронтальной работы, а для индивидуальной (1-5 см);

Для пособий используют фоновые цвета, улучшающие зрительное восприятие преобладают красный, оранжевый, желтый цвета,

Подставки, позволяющие рассматривать объект в вертикальном положении применяются для детей, учитывая состояние зрительных функций. Размещать объекты нужно так, чтобы они не сливались в единую линию или пятно, а выделялись по отдельности, имели четкий контур;

Ребенок с окклюзией при показе объекта находится у доски со стороны открытого глаза, сам педагог находится у доски справа, обязательно лицом к детям; постоянно использовать указку для уточнения;

Непрерывная зрительная нагрузка не должна превышать 10 минут. Как обязательная часть любого занятия вводятся гимнастика для глаз, физкультминутки.

Формирование и активизация речи дошкольника осуществляется комплексно.  Коррекционно- воспитательная работа, включающая развитие связной речи имеет направления:

-формирование базы для речевой деятельности;

-самостоятельная речевая деятельность.

         Учитывая несоответствие между словесными и чувственными связями у детей в специализированном ДОУ с нарушением зрения, тифлопедагог играет важную роль. Его деятельность направлена на формирование предметных представлений и развитие номинативной функции слова, вербализацию сенсорного опыта, активизацию предметной соотнесенности слова и образа.

Много лет совместно с тифлопедагогом проводим обобщающие коррекционные занятия во всех возрастных группах, начиная с младшего дошкольного возраста. Проводится большая предварительная работа. Разработали единый план лексических тем по возрастам. Данные темы в группах с детьми прорабатывают воспитатели. Наше занятие является закрепляющим. Перед занятием подбираем материал в соответствии со зрительными диагнозами детей. Применяем  разнообразный материал и много интересных пособий. Занятия проводятся в игровой форме с применением ИКТ средств. Дети всегда с удовольствием и особым вниманием выполняют все задания. Со стороны воспитателей всегда только положительные отзывы.

Сидорова Лидия Трифоновна учитель-логопед