Конспект НОД с подгруппой детей старшего возраста

Цели:

Закрепить знания о смене времен года, запомнить названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих весной в природе.
Развивать логическое мышление, физиологическое дыхание, развивать зрительно-моторную координацию.
Закладывать основы экологического воспитания; воспитывать бережное отношение к природе, гуманные проявления в поведении и деятельности в природе.
Активизировать словарь: имен существительных (март, апрель, май, проталина,  ручей, сосулька, лучи, капель, подснежник, почка и т.д.); имен прилагательных (долгожданная, яркое, звонкий, хрупкая, прозрачная, блестящая, скользкая и т.д.); глаголов (журчит, темнеет, тает, набухает, прибывает, припекает); учить отвечать на вопросы полными ответами, использовать доказательную речь.

Ход занятия

Логопед. Ребята, отгадайте музыкальную загадку, и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие. Звучит произведение «Подснежник» П. Чайковского из альбома «Времена года».

Ответ детей.

Логопед.      

Правильно, ребята.

Приходит с добром,
Веет теплом,
Светом солнечным красна,
А зовут ее … (весна).

Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, весна какая? (Долгожданная).

Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Веселое, хорошее, задорное, прекрасное). Вспомним, каким еще бывает настроение?

    • Дидактическая игра: «Покажи настроение» (с использованием пиктограмм)

 

  • Речевое упражнение: «Какой? Какая? Какое?».

Логопед называет существительные, дети отвечают на вопросы.

Например: Настроение весной какое? (Весеннее).

(Облако, ручьи, деревья, трава, проталинка, сосулька, дождь, день).

Логопед. Расскажите, о том, что бывает весной. Свой ответ начинайте со слова «весной».

  • Весной… ярко светит солнце.
    Весной…тает снег.
    Подвижная игра: «Весна, весна красная».

Весна, весна красная!                       (дети идут по кругу, взявшись за руки)
Приди, весна, с радостью,
С радостью, с радостью,                    (идут в другую сторону)
С великой милостью:
Со льном высоким,       (останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)
С корнем глубоким,                                (приседают, опускают руки, выдох)
С хлебами обильными.                           (взявшись за руки, бегут по кругу).

  • Упражнение на дыхание: «Ах, как пахнет весной!»

(предложить понюхать траву, первые цветы – глубокий вдох, медленный выдох; принюхаться — несколько коротких вдохов, длинный выдох со словом «Ах!»)

Логопед. Подойдите к окну. Посчитайте, сколько сосулек вы видите? Кто брал в руки сосульку?

Расскажите, какая она? (Холодная, мокрая, скользкая, гладкая, ледяная, острая, прозрачная, блестящая и т.д.).

Какая она по форме? На что она похожа? (На морковку)

Если сосулька упадет, что произойдет? (Она разобьется).  Значит, она какая? (Хрупкая). Что еще бьется при падении? (Стекло)

Что происходит с сосулькой в тепле? (Тает)

Если взять сосульку в руку, что вы увидите? (По сосульке стекают капельки).

Когда на улице тает сразу много сосулек – получается капель.

  • Чтение ребенком стихотворения «Капель».

На солнышке согрелась ель,
Подтаяла сосна,
Идет апрель,
Звенит капель,
На улице весна.

Название какого месяца вы услышали в стихотворении?

Какие еще весенние месяцы знаете?

Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май – их не забывай».

Так что же весной ярко светит, греет, припекает?

Давайте расскажем про солнышко нашими глазками

  • Гимнастика для глаз.

Лучик вверх, лучик вниз,
Лучик детям улыбнись,
Вправо, влево посмотри,
Вокруг солнца обойди.
Логопед . Как вы думаете, какие краски нужно взять, чтобы нарисовать весну? (Ответы детей). Предлагаю вам нарисовать весеннюю картину.

Логопед. Вы все меня порадовали. Ваши рисунки  мы поместим в уголке для родителей.

Учитель-логопед Сидорова Л.Т.