Артикуляционная гимнастика-комплекс специальных упражнений для развития подвижности и ловкости органов артикуляции-языка, губ, щек. Она призвана подготовить артикуляционный аппарат ребенка к правильному произношению звуков.

Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза. Повторяйте их вместе с ребенком, будьте терпеливы, ласковы и спокойны. На подготовительном этапе работы используются самые простые упражнения, которые впоследствии дополняются упражнениями, служащими базой постановки того или иного звука. Дети с речевыми нарушениями быстро утомляются, поэтому одним и тем же упражнениям даются разные названия. Упражнения делаем с доступным, подручным материалом.

  • Вкусное варенье.

Цель: Вырабатывать движение широкой передней части языка, вверх и положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произношении звука «ш».

Описание: Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения сверху вниз, но не из стороны в сторону.

Метод. указания: Следить чтобы работал только язык а нижняя челюсть не помогала. Язык широкий. Края касаются уголков рта. Как только язык будет распластанным, нужно шпателем поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.

  • Пароход гудит

Цель: Вырабатывать подъём спинки языка вверх.

Описание: Приоткрыть рот и длительно произносить звук «ы»

Мет.указ: следить чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а спинка была поднята к нёбу.

  • Индюк.

Цель: Вырабатывать подъём языка вверх, подвижность его передней части.

Описание: Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы — как бы поглаживая её. Сначала делать медленно, затем быстрее.

Мет.указ: Следить, чтобы язык был широким . Чтобы движения языком были вперёд назад. Язык должен как бы облизывать верхнюю губу, а не выбрасываться вперёд.

Успех коррекционного обучения детей с общим речевым недоразвитием (ОНР) во многом определяется участием родителей в комплексе психолого – педагогических мероприятий.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка.

Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша и подготавливает к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий.

Задания строятся на материале лексической темы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых логопедом. Дополнительно новый материал закрепляют воспитатели группы во время проведения ежедневных «логопедических часов», во второй половине дня, а так же вне занятий в игровой форме, на прогулках, в свободной деятельности детей.

Учитель- логопед Платонова Н.М.