«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)

 Первой формой общения первобытных людей были жесты. Учёные пришли к выводу, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее, от пальцев. Именно этим должны руководствоваться специалисты при работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три (или просят сделать движения пальцами по показу).

Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети; если же пальцы напряжённые, сгибаются или разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и изолированные движения не получаются, то это, как правило, неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными,         развития речи добиться не удастся.

Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук.

Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки, типа «Сороки», сгибание и разгибание пальчиков, поглаживание ладошки, пальчиковые игры.

Пальчиковая игра «Твоя ладошка»

Твоя ладошка — это пруд,

По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)

Твоя ладошка, как лужок,

А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)

Твоя ладошка, как тетрадь,

В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружок и др.)

Твоя ладошка, как окно,

Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)

Твоя ладошка, как дорожка,

А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)

Выполнение фигурок из пальцев

Также для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

  • Выкладывание узоров из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
  • Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
  • Игры с бумагой (плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.

 

Учитель-логопед Часовитина Л.Л.