«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».

( К.И. Чуковский)

 Известно, что с каждым годом непрерывно увеличивается количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. Современный ребенок большую часть времени проводит с гаджетом в руках. В результате этого у детей наблюдается оскудение словарного запаса,  трудности в выражении своих мыслей, затруднена их социализация в обществе.

Формирование речи ребенка происходит в постоянном общении с взрослыми. Именно близкие взрослые оказывают огромное влияние на становление речи ребёнка, становятся первыми учителями для ребенка, образцом для подражания. В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Одним  из самых действенных доступных средств  для развития правильной   речи  детей является фольклор.

Общаясь со своими детьми, родители всё реже  используют в речи  поговорки,  потешки,  считалки. А ведь устное народное творчество создает уникальные условия для развития речи детей, так как   оказывает положительное влияние  на развитие речи детей: обогащает словарь, развивает  артикуляционный аппарат, развивает  фонематический слух, даёт образец для составления описательных рассказов, развивает просодическую и интонационную стороны речи.

Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять уже на втором году жизни, когда у ребенка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. С помощью потешки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка.  Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.

Делаем массаж с потешкой

Потягушеньки

Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек) 

Поперек толстунюшки, 

А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками) 

А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки) 

А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)

А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)

А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)

А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)

А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)

Потешки для массажа головы, ручек и ножек малыша:

Поворачивая голову малыша:

Мешу, мешу тесто

Есть в печи место

Пеку, пеку каравай

Головоньку — валяй, валяй.

Тянем поочерёдно ручки:

Тяни холсты

Холсты просты

Тяни, тяни, потягивай,

Поперёк, поперёк перекладывай.

Потешки про дождик и солнышко:

Дождик, дождик,

Кап-кап-кап!

Мокрые дорожки.

Нам нельзя идти гулять —

Мы промочим ножки.

Дождик, дождик,

Не дожди!

Дождик, Дождик,

Подожди.

Дай дойти до дому

Дедушке седому!

Солнышко, солнышко,

Выгляни в оконышко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись!

Ждут тебя детки,

Ждут малолетки.

Солнышко-вёдрышко!

Взойди поскорей,

Освети, обогрей —

Телят да ягнят,

Ещё малых ребят.

Любимые потешки:

Ладушки, ладушки,

— Где были?

— У бабушки!

— Что ели?

— Кашку!

— Что пили?

— Бражку!

Кашка масленька,

Бражка сладенька,

Бабушка добренька.

Попили, поели,

Полетели, полетели, полетели!

На головочку сели!

Сели,

Посидели,

И опять полетели!

Прилетели три грача,

Принесли три ключа.

Берите, грачи,

Золотые ключи,

Замыкайте зиму,

Отпирайте весну,

Открывайте лето!

— Куда бежите, ножки?

— По летней дорожке,

С бугра на бугор

За ягодой в бор.

В зеленом бору

Тебе наберу

Черной черники,

Алой земляники.

— Ваня, Ваня, где ты был?

Куда Ванечка ходил?

— Я ходил в лесочек.

— Что видал?

— Пенечек.

Под пенечком грибок!

Хвать, да в кузовок!

В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговоркиЧистоговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки.

Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.

Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.

Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок,можно:

  • постепенно ускорять или замедлять темп произношения
  • выделять закрепляемый слог ударением,например: СА – СА – СА – рыжая лиса
  • выделять паузами слово с закрепляемым звуком.

Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.

При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.

Желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.

Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,

арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.

Чистоговорки можно произносить:

  • меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,
  • в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.

   Это  лишь некоторые приёмы развития речи на материале чистоговорок. Используйте их, придумывайте свои собственные. Главное,   постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора!

И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.

 

Учитель-логопед Часовитина Л.Л.