Дидактические игры на ориентировку в пространстве в средней группе.

Задачи :

-Учить отличать и называть правую и левую руку, раскладывать предметы (игрушки) правой рукой слева направо – на всех занятиях вне занятий;

-Учить отличать пространственные направления от себя: впереди (вперед) – сзади (назад), слева (налево) – справа (направо);

-Учить детей ориентироваться “на себе”, иными словами ребенок должен овладеть умением самостоятельно выделять “на себе” стороны справа, слева, вверху и т. д.

Д/и «Картина» — учим располагать геометрические фигуры на листе бумаги (вверху, внизу, по сторонам); развивать внимание, подражание; закреплять восприятие целостных предметов и различать их между собой.

В дальнейшем игру можно усложнить, предложить детям, что они будут делать красивую картину: на большом листе. Нужно только внимательно смотреть и делать все так, как делает педагог. Затем раздаем детям материал для аппликации. Все делаем вместе по показу, наклеиваем внизу полоску земли, наверху солнце. Делаем все медленно, фиксируя свои действия на каждом моменте и давая возможность детям выбрать каждый элемент и правильно расположить его на бумаге. В случае необходимости помогаем ребенку определить место на листе бумаги (верх, низ). Затем кратко описываем содержание получившегося изображения, закрепляя пространственное расположение предметов: «Мальчик вышел на улицу. Посмотрел — внизу земля, наверху — небо. На небе солнце. Внизу, на земле, дом и дерево. Мальчик стоит около дома с одной стороны, а дерево — с другой стороны. На дереве сидит птица».

Д/и «Что, где находится» — ребенку дается задание найти и показать предмет на картине. Например: покажи, что нарисовано на середине листа, а над пирамидкой, под …, слева от пирамиды, справа….

Д/и «Куда пойдешь и что найдешь?» — игра малой подвижности, раскладываем игрушки в разных местах комнаты: справа от ребенка ставим куклу, слева – матрешку, перед ребенком – машины, позади ребенка – мячик и говорит:

«Вперед пойдешь – машину найдешь,

Вправо пойдешь – куклу найдешь,

Влево пойдешь – матрешку найдешь,

Назад пойдешь – мячик найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?»

Игры может быть усложнена: игрушки прячутся накрываются ковриком.

Воспитатель говорит:

«Вперед пойдешь – куклу найдешь,

Вправо пойдешь – зайца найдешь,

Влево пойдешь – мяч найдешь,

Назад пойдешь – юлу найдешь.

Куда ты хочешь пойти, что ты хочешь найти?».

Второй вариант игры, детям сообщается, что все игрушки спрятались. Чтобы их найти нужно внимательно слушать “подсказки” (инструкции) и следовать им. После обнаружения игрушки, ребенок рассказывает в каком направлении он шел, в какую сторону поворачивал, где нашел игрушку.

Д/и «Кто из детей стоит близко, а кто далеко?» с помощью этой игры закрепляем умение ориентироваться в пространстве с точкой отсчета «от себя». Дети выстраиваются на разном расстоянии от ведущего. Ведущий определяет кто из детей стоит ближе к нему, кто дальше.

Не менее важно, познакомить ребёнка с окружающим пространством, необходимо научить его обращать внимание на важные детали. По пути в детский сад обратите внимание на важные ориентиры, которые встречаются по дороге, где, когда и в какую сторону надо свернуть. Через некоторое время попросите его рассказать, где вы шли, по памяти. Гуляя по знакомым местам, предложите довести вас до детской площадки, магазина или аптеки. Очень важно научить ребёнка объяснить путь. Умение кратко, чётко и понятно объяснить дорогу требует тренировки. Вместе с ребенком выучите свой домашний адрес: город, в котором вы живете, название улицы, номер дома и квартиры, подъезд и этаж.

Тифлопедагог: Эркинова С.Н.