«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как и музыка»

 В.Г. Белинский

С раннего детства закладывается любовь к художественному слову. Поэзия расширяет представления об окружающем, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Поэтические произведения вызывают у детей эмоциональный отклик. Чтение и заучивание стихов позволяет детям улавливать созвучность, мелодичность речи, а также решает задачи формирования звуковой культуры речи: помогает овладению средствами звуковой выразительности (тон, тембр голоса, темп, сила голоса, интонация), способствует выработке четкой дикции.

Радостные переживания поднимают жизненный тонус, раскрепощают детей, способствуют проявлению артистических способностей. Разнообразные впечатления, полученные ребенком, утверждают его в том, что он знает, умеет, может показать свои возможности.

При заучивании с детьми стихотворений в ДОУ перед воспитателем стоят две задачи:

  1. Добиваться хорошего запоминания стихотворений, т.е. развивать способность к длительному удерживанию стихотворения в памяти.
  2. Учить детей читать стихи выразительно.

Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать стихотворение невыразительно.

Образовательная деятельность по работе над стихотворением  включает следующие этапы:

  1. Подготовка детей к восприятию поэтического произведения (создание поэтической атмосферы);
  2. Выразительное прочтение стихотворения педагогом. Чем выразительнее прочитал педагог, тем глубже и устойчивее впечатление у детей от прочитанного стихотворения и сознательнее дальнейшая работа по анализу прочитанного. Наблюдая образцовое чтение стихотворения педагогом, дети потом стремятся и сами при чтении раскрыть свое отношение к произведению всеми доступными ими средствами ( читают стихотворение выразительно, используют мимику и жесты).
  3. Беседа с детьми о стихотворении (вопросы, способствующие пониманию содержания прочитанного и разбор средств выразительности, которые использует автор). В ходе беседы у ребенка вырабатывается личное отношение к героям и событиям, формируются эстетические оценки прекрасного. Анализ должен быть точным, кратким, эмоциональным.
  4. Повторное чтение всего произведения с установкой на запоминание.

Вначале читают стихи те, кто лучше запоминает и изъявляет желание прочитать. Поскольку не все дети быстро запоминают текст, воспитатель помогает детям, подсказывает слова, интонации, напоминает о силе голоса, темпе речи.

После заучивания можно рассмотреть иллюстрации, близкие к теме стихотворения, провести рисование на эту же тему, послушать музыку.

В последующие дни следует вновь обратиться к этому произведению уже вне занятия, почитать его, оценить качество чтения. Необходимо добиваться, чтобы каждый ребенок запомнил текст и умел читать его выразительно.

При заучивании стихотворений необходимо помнить:

1.Стихи для детей должны быть высокого качества.

2.Стихотворение должно быть доступным, близким и понятным детям по содержанию. Чем меньше возраст ребенка, тем короче строка и само стихотворение. Детям 2 лет достаточно двух-четырех строчек, 3-4 лет – одно-два четверостишия, 5-7лет – до пяти четверостиший, в зависимости от проявляемого ребенком интереса и уровня развития памяти.

3.Стихотворение  должно быть динамичным (в основном действия, без описательных моментов, с  простым ритмом).

4.Прежде чем познакомить детей с выбранным стихотворением, нужно просмотреть его самим заранее, потренироваться прочитать стихотворение с выражением.

5.При заучивании стихотворений обратить внимание детей на средства выразительности, которые используются при чтении стихотворения.

  1. Выбрать нужный темп чтения, соблюдая паузы. Как правило, темп чтения зависит от содержания (грустные стихи, как правило, читаются медленнее, чем веселые, от типа речи (повествование читается быстрее, чем описание или рассуждение).

7.Чтение вслух можно сопровождать мимикой и жестами. Они сделают выступление более интересным и эмоциональным.

8.Не рекомендуется заучивать стихи хором. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума.

9.Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени.

Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.

Учитель-логопед Часовитина Л. Л.