Тифлопедагог – человек, работающий с детьми, имеющими нарушения зрения

 

Учителя-дефектологи (тифлопедагоги) проводят коррекционно-педагогическую работу с детьми в возрасте

с 3 -7 лет,имеющими нарушения зрения различной степени тяжести на следующих видах коррекционных занятий:

социально – бытовая ориентировка, развитие зрительного восприятия, ориентировка в пространстве,

развитие осязания и мелкой моторики.

 

 

Занятия проводятся ежедневно и планируются в соответствии с коррекционными программами. Длительность каждого занятия в детском саду 10-25 минут в зависимости от возраста.

 

Целью работы тифлопедагога является компенсация нарушений сенсорно-специфического и опознавательного процессов зрительного восприятия в единстве

с развитием несенсорных психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоций); стимуляция зрительной, познавательной, творческой активности воспитанников.

 

Задачи коррекционной работы:

 

1. Формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением.

 

2. Формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов.

 

3. Обучение использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

 

Основные направления работы тифлопедагога:

 

1) Тифлопедагогическое обследование детей

 

2) Изучение медицинских и офтальмологических карт

 

3) Наблюдение за детьми

 

4) Исследование зрительного восприятия

 

5) Проведение специальных коррекционных занятий:

 

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам: формирование предметных представлений,

формирование восприятия сенсорных эталонов, формирование восприятия сюжетных изображений

 

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики

 

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве

 

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки

 

Участие в методической работе учреждения:

 

— Посещение общеобразовательных занятий, занятий с детьми воспитателя в повседневной жизни

 

— Выступления на педагогических советах

 

— Организация и проведение семинарских занятий

 

— Групповое и индивидуальное консультирование воспитателей и специалистов учреждения

 

— Показ открытых занятий с детьми

 

Работа с родителями:

 

— Выступления на родительских собраниях

 

— Подгрупповые и индивидуальные консультации для родителей

 

— Проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий

 

— Выставки специальной литературы, игр, пособий, детских работ

 

— Рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

 

 

 

Советы тифлопедагога

 

В учебном году дети испытывают высокую глазную нагрузку. Давайте вспомним несколько простых упражнений для снятия зрительного утомления.

 

Простейшим способом отдыха глаз является их закрытие на какой-то период времени.

 

Проделывайте следующий комплекс упражнений:

 

«Пальминг»

 

Сложите очень плотно ладони, разместив их под прямым углом так, чтобы образовалась фигура похожая на крышу, через которую не проникал бы свет. Закройте глаза веками и прикройте ладонями, но следите, чтобы скрещивание ладоней приходилось на центр лба, а нос находился между ними. Сидим так около пяти минут. С помощью этого упражнения мы «прогреваем» глаза энергией собственных ладоней.

 

«Вверх-вниз»

 

Постарайтесь, чтобы подвижными были только глаза, а голова оставалась на месте. Несколько раз двигаем глазами вверх-вниз.

 

«Вправо-влево»

 

Двигаем глазами справа налево и наоборот.

 

«Диагонали»

 

Мысленно рисуем диагональные линии. Проводим вдоль этих линий глазами 3-4 раза. Помним, что голова остается на месте, двигаются только ваши глаза.

 

«Прямоугольник»

 

Мысленно рисуем прямоугольник, следовательно, проводим вдоль всех его сторон глазами в одну сторону и затем в обратном направлении.

 

«Циферблат»

 

Представляем часы, двигаем глазами по часовой стрелке по кругу, и точно так же — против часовой стрелки.

 

«Змейка»

 

Мысленно рисуем волнистую линию и ведем по ней глазами к «хвосту», аналогично в обратном направлении — к «голове».

 

Все упражнения выполняются медленно и без резких движений. Заметьте, что перед каждым следующим упражнением нужно немного поморгать (это отлично расслабляет мышцы глаз). Каждое упражнение повторяют 4 раза.

 

 

 

Какие упражнения и задания способствуют улучшению зрения?

 

 

 

• Обводка картинок через кальку.

 

• Нанизывание бус.

 

• Игры-лабиринты.

 

• Составление разрезных картинок.

 

• Опознавание изображений по какой-либо части.

 

• Опознавание изображений перевернутых или зашумленных (заштрихованных различными линиями).

 

 

 

Большую роль в развитии детей с нарушением зрения играют руки.

 

Они помогают ему лучше говорить и лучше видеть. На развитие мелкой моторики рук ребенка влияют такие задания:

 

Катать шарики из пластилина.

 

  • Рвать газету по вертикали и горизонтали.

 

  • Перебирать шарики (четки) правой и левой руками.

 

  • Застегивание, перебирание крупных и мелких пуговиц.

 

  • Завязывание и развязывание лент и шнурков.

 

  • Пристегивание — рыбки, цветы, заяц, чебурашка (цветы из ткани пристегиваются на полянку из ткани).

 

  • Складывание пирамидок, полых вкладышей на скорость.

 

  • Шнуровка — мелкая и крупная.

 

  • «Теремок» — собирание стен домика (брусков). Можно и путем шнуровки.

 

  • Составь картинку: пристегивать детали или составить целое из частей.

 

  • Собери ромашку из частей.

 

  • Выложи по контуру (семена, крупа…).

 

  • Нанизывание бус.

 

  • Вышивание по контуру на картоне.

 

  • Пришивание пуговиц — от крупных к более мелким.

 

  • Плетение косичек.

 

  • Наматывание ниток, тесьмы, шнура на катушку.

 

  • Плетение ковриков из ткани, бумажных полосок, геометрических фигур.

 

  • Выкладывание фигур из спичек, счетных палочек, камушек, мозаики.

 

Для тренировки мускулатуры кисти рук дать набор пористых губок.

 

Наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень.

 

Пособия по застегиванию кнопок, крючков различной величины.

 

Наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков.

 

Лепка, моделирование, вырезание из бумаги, склеивание.

 

Рисование в воздухе, обводка пальцем, палочкой.

 

Сортировка семян, круп, пуговиц.

 

 

 

 

Будьте здоровы и любите своих детей!

 

Коррекционно-педагогическая работа тифлопедагога с детьми младшего дошкольного возраста

 

Зрение – прекраснейший дар природы, помогающий познавать окружающий мир.

 

Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, одно из наиболее сложных, удивительных и прекрасных свойств живой материи.

Всем нам известно, что больший процент информации об окружающем мире человек получает через зрительный анализатор с помощью различных функций зрения.

С самого рождения ребёнка все его движения и предметно-практические действия осуществляются при участии и под контролем зрения.

Поэтому глаза малыша с нарушенным зрением заслуживают исключительного внимания и бережного отношения.

Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения

невозможно осуществить только в непосредственно образовательной деятельности. Эти дети нуждаются в специальной коррекционной помощи тифлопедагога.

 

Важнейшая задача тифлопедагога – это формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения, которое позволяет дошкольнику

со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и социальных ситуациях, а также в общении со сверстниками и взрослыми.

 

Коррекционное обучение начинается сразу же, как только ребёнок приходит в детский сад. Здесь малыш знакомится с воспитателями,

со мной, тифлопедагогом, с медсестрой-ортоптисткой. Этот период является сложным не только для ребёнка, но и для педагогов.

Процесс адаптации маленьких воспитанников осложняется ношением очков и привыканием к окклюдору.

 

Одним из самых основных методов восстановления остроты слабовидящего глаза является метод прямой окклюзии,

когда из акта зрения выключается лучшевидящий глаз и малыш вынужден использовать для ориентировки плоховидящий глаз.

Происходит процесс социальной депривации.

 

Социальная депривация – это лишение и ограничение условий для полнокровного общения ребёнка с окружающим миром,

которая вызывает болезненные переживания, приводит к агрессии, к самоизоляции, к срыву различных видов детской деятельности.

 

Поэтому, в этот период основной целью коррекционной деятельности тифлопедагога является

целенаправленное воспитание у детей с нарушением зрения желания вступать в тесный контакт с детьми и взрослыми,

т. е. с ближайшим окружением, чтобы у ребёнка был интерес к происходящему вокруг.

Это является одним из условий успешности коррекционной работы. Для этого широко используются игровые приёмы (к детям в гости приходят сказочные персонажи).

 

Особое внимание в коррекционной работе с младшими дошкольниками уделяется играм и упражнениям,

которые развивают зрительное восприятие и ориентировку в пространстве, осязание и мелкую моторику.

На начальном этапе развития зрительного восприятия тифлопедагог учит детей фиксировать взор на игрушке или предмете,

выделять их, узнавать среди других; прослеживать взором за их движением; выделять основные зрительно воспринимаемые признаки (такие, как цвет, форма, величина).

 

Постепенно с развитием зрительных возможностей детей усложняются и коррекционные задачи. Дети учатся:

 

• узнавать и называть основные цвета и формы («Найди красный цвет», «Найди круг») ;

 

• соотносить предметы и изображения по цвету и по форме («Помоги мышке спрятаться», «Соедини воздушный шар с ниточкой соответствующего цвета») ;

 

• различать, выделять и сравнивать величину предметов («Найди большие и маленькие игрушки», «Собери пирамидку».

 

Тифлопедагог в коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия включает задания,

которые способствуют активизации деятельности амблиопичного глаза. (Амблиопия – нарушение зрения,

связанного с ослаблением остроты зрения, происходящим без видимой анатомической причины).

Сюда относятся задания на обводку по контуру, обводку через кальку, обводку по точкам, штриховку, упражнения с мозаикой и т. д.

Обучение ориентировке в пространстве начинается с ознакомления детей с групповой комнатой, спальней, раздевалкой.

Как открыть дверь, как расположены кровати в спальне, затем учим выделять, определять и называть предметы вокруг себя и в ближайшем окружении.

 

При монокулярном характере зрения восприятие осуществляется только одним глазом.

Дети при монокулярном характере зрения испытывают затруднения в ориентировке, особенно там,

где необходима зрительная ориентировка. Игры на развитие пространственной ориентировки в большом и

малом пространстве включаются в различные виды детской деятельности (прогулка, занятия и др.) .

Для развития зрительной пространственной ориентировки в микропространстве я использую задачи-лабиринты.

Лабиринты могут быть разными: взятыми из методической литературы, а чаще всего придумываю сама,

ведь не всегда можно найти лабиринт по той теме, которая изучается в данное время.

Главное при составлении лабиринтов для детей от 3-х до 5-ти лет помнить, что в лабиринтах должен быть один вход и один выход.

 

В коррекционную деятельность по развитию осязания и мелкой моторики с детьми младшего дошкольного возраста включают упражнения для рук,

знакомят детей с названием пальцев, учат выполнять различные действия всей рукой и каждым пальцем в отдельности,

(например, дотронуться до игрушки указательным пальцем или погладить мягкую игрушку всей рукой) .

 

Особое внимание уделяется формированию у детей последовательного осязательного обследования игрушек и предметов.

(Например, при обследовании куклы ребёнок выделяет её голову, туловище, руки, ноги; при обследовании игрушки, изображающей животное,

— голову, туловище, лапы, хвост). С целью обучения детей зрительному контролю за действиями своих рук предлагаются задания,

в которых надо обвести предмет по контуру (пальцем, указкой, рукой, фломастером) ; подобрать изображения к контурам,

фигурки к прорезям, обвести их рукой и точно наложить. На первых этапах проводятся с детьми игры и упражнения,

которые требуют одновременного использования и зрения, и осязания. Затем дети учатся обследовать и

узнавать игрушки и предметы, геометрические эталоны только с помощью осязания, например,

«Чудесный мешочек», «Угадай на ощупь». Для детей, имеющих очень низкое зрение, такие умения приобретают огромное компенсаторное значение.

 

Коррекционная работа по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве проводится в тесной взаимосвязи с воспитателями групп.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × один =