Известно, что нарушение зрительных функций, являясь первичным дефектом, влечёт за собой вторичное отклонение в формировании познавательной деятельности у детей с нарушением зрения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения можно осуществлять дома. Имеются множество игр и упражнений которые помогут вашим детям предотвратить отрицательное воздействие первичного дефекта на психофизическое развитие ребенка, а также целенаправленно воздействовать на развитие зрительного восприятия.

Так как у ребенка с нарушением зрения неустойчивое внимание, учить его внимательно выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы. Роль памяти при различных нарушениях зрения огромно. Память характеризуется меньшей продуктивностью, снижен уровень долговременной зрительной памяти. Для развития памяти можно с ребенком проводить дидактические игры и упражнения, не требующие дорогих покупных игр.

Примерные дидактически игры и упражнения:

  • Запомни и назови
  • Чем отличается?
  • Что изменилось?
  • Чего не стало?
  • Отгадай загадку?
  • Запомни стихотворение?
  • Что похоже на круг, треугольник, квадрат, овал?
  • Что бывает красного, зеленого, желтого, синего цвета?
  • Что бывает сладким, горьким, горячим, и т.д.?

Для любого ребенка, особенно с нарушением зрения, очень важно развивать внимание Важную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание. При дефектах зрения главным условием развития памяти является активное участие ребенка в любом виде деятельности.

Предлагаем игры и упражнения для развития памяти ребенка:

  • Домино
  • Найди пару
  • Фигуры и счет
  • Кого не стало?
  • Повторяй за мной
  • Летает не летает?
  • Твердое-мягкое?
  • Найди одинаковые картинки.

Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, материал).

Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретает ребенок с нарушением зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться в дальнейшей жизни.

Федотова А.И. учитель-дефектолог.