Ребенок на каждом шагу сталкивается с многообразием красок форм и других свойств предметов. Не случайно системное сенсорное развитие составляет основу умственного воспитания и познания мира. Сенсорное воспитание ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвета, величине, законе, вкусе.
         Целью открытия нашего детского сада для детей с нарушением зрения является воспитание, обучение, а также осуществляется целостная система лечебно-воспитательной и коррекционно-педагогической работы, которая создает благоприятные условия для развития полноценного зрения, коррекцию вторичных нарушений.  Известно, что при нарушении зрения возникает ряд вторичных отклонений в развитии детей, у которых ослаблены познавательные процессы: восприятия, воображения, наглядно-образное мышление и т.д.

      Коррекционно-педагогическая и лечебно-восстановительная работа в детском саду тесно взаимосвязаны. Это дает положительный эффект в воспитании и восстановлении зрения у детей и подготовку их к обучению в школе. Многолетний опыт работы в группах для детей с нарушением зрения показывает, что в основном значительные трудности в усвоении программного материала, эти трудности объясняются рядом причин и в первую очередь сенсорной недостаточностью, обусловленной зрительными нарушениями у детей. Поэтому для полноценного развития личности ребенка сенсорные способности имеют важную роль.

       Своей темой «Сенсорное восприятие дошкольников с нарушением зрения», я считаю одной из целей обучения дошкольников с нарушением зрения является развитие их сенсорной культуры и усвоение детьми сенсорных эталонов. Важная задача – создание положительного эмоционального отношения ребенка к предложенной деятельности. Этому служит дидактические игры, в которых дети имеют возможность активно действовать, поэтому я использую с целью сенсорного развития ребенка на специальных коррекционных занятиях разного вида деятельности. В начале эксперимента я проводила развернутое психо-педагогическое изучение детей, и по   результатом его планирую коррекционную работу, учитывая уровень интеллектуального развития ребенка и зрительного диапазона с учетом зрительных нагрузок. Результаты показали разнообразность развития детей.

        

      Планирую индивидуальные и подгрупповые занятия я учитываю  рекомендации врача офтальмолога и данные об особенностях зрительного восприятия. Основной метод, который рекомендован Л. И. Плаксиной — это практическое действие с ребенком, так как они наиболее эффективны для коррекции недостаточности чувственного опыта детей. В моей работе помогает мне программа по развитию зрительного восприятия (программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения)). Программа детского сада. Коррекционная работа в детском саду   под ред. Л. И. Плаксиной.

      Как я упомянула что дидактическая игра – одна из ведущих коррекционно-развивающих форм воздействия взрослого на ребенка. в тоже время игра- основной вид деятельности. При этом в дидактической игре я вижу две цели: одна из них обучающая, которую веду я тифлопедагог, а другая –игровая, в которой действует ребенок. Для себя определила, что каждый день моей работы несет определенные задачи образовательные и  коррекционные. Обучая детей в процессе игры, я стремлюсь к тому, чтобы радость от игровой деятельности постоянно перешла в радость учения. Я наблюдала как загораются глаза у детей ( Дима, Валера и др. дети). Когда я говорю: «А сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру», моя цель расширить представление детей в предметах и явлениях окружающей действительности, развивать скорость, полноту и точность зрительного обследования предметов изображений. Учу детей различать и называть основные цвета и оттенки, ориентироваться в зашумленных изображениях, развиваю глазомер, обучаю группировке по определенным признакам. Практика показала, что восприятие сенсорных эталонов величины не вызывает у детей особых затруднений. Однако, понятия различия величин дети не используют в своей речи правильные слова – их названия.

                                                 Выводы:

Сенсорное восприятие помогает дошкольникам быть не только «такими как все, владеть всем, чем владеют другие, но и быть неповторимой индивидуальностью с собственными вкусами, интересами, способностями», считал Подьяков Н. Н. С этими высказываниями образно и полно подчеркивающим значение и роль сенсорного восприятия и обучения дошкольников, нельзя не согласиться.
         Для эффективного лечебного процесса Л. И. Григорян разработала идею включения в этот процесс педагогических мероприятий – это использование игровой деятельности, детского труда, занятий познавательного цикла, что приемлемо использую в своей работе. Большое практическое значение имеет разработка доступных для детей, зрительных нагрузок, целью которых является повышение зрительных ориентации амблиопического глаза. Зрительные нагрузки распределены по остроте, характеру зрения, ориентации, виду косоглазия определены отличные особенности нагрузки при разном виде косоглазия и характере зрения.

Также дана характеристика учебно наглядным пособием (по цвету, размеру и форме), что помогает все это работе на коррекционных занятиях. Изучение и диагностику у детей проводила в начале года с целью выработки плана коррекционной работы и в конце учебного года, получая возможность проследить динамику сенсорного воспитания у каждого ребенка в процессе коррекционной педагогической деятельности. Теоретическими основами моего изучения являлись диагностические методики, разработанные Л. П. Венгером, Л, И. Плаксиной, Л. И. Солнцевой.
         Все принимаемые мною методы коррекционной работы повышают качество знаний по всем предметам, а зрительная гимнастика становится для детей привычкой и необходимостью.
         Используя в работе с детьми разнообразные игровые упражнения и задания можно сделать вывод, что занимательная и доступная форма их использования позволяет многому научить детей, восполнить проблемы в их знаниях компенсировать сенсорную недостаточность обусловленную зрительными нарушениями. Обобщая сказанное, следует отметить, что педагог сможет целенаправленно влиять на развитие зрения, создать условия в процессе воспитания и обучения детей для закрепления результатов лечебно-восстановительной работы, зная зрительные возможности детей систематически наблюдая за ними в ходе коррекционных занятий различные формы работы.

В заключении хочу сказать, работа со слабовидящими детьми была интересная. Изо дня в день я вижу свои результаты: они были радостными или наоборот меня что – то не удовлетворяет в моей работе, приходится искать новые подходы, формы работы,  чтобы дети себя чувствовали комфортно и уютно, как лучше организовать занятия.
         Большая роль в нашей работе это тесная связь с родителями во время бесед, консультаций. Проводим интересные встречи под девизом «Красивыми глазами» на этих встречах, родители очень интересуются, задают вопросы, делятся своими впечатлениями. Проводим фрагменты занятий по сенсорному воспитанию, этим самым сближаем «Родитель и ребенок»

Учитель дефектолог Суханова В.Г.