«Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них – серьезная форма воспитания».

Н.К. Крупская

Что больше всего любят дети? Ну, конечно же, играть! Занимательный характер игры повышает речевую мотивацию и работоспособность. Вовлекаясь в игру, ребенок раскрепощается, старается точно выполнять задания и следовать определённым  правилам. Во время игры происходит процесс так называемого непреднамеренного обучения. Именно в игре осуществляется естественное развитие речевой сноровки и активизация всех компонентов речевой деятельности.

Применение дидактических игр в развитии речи дошкольников с нарушениями речи в настоящее время стало одним из ведущих методов логопедической работы. Дидактическая игра выступает в роли инструмента психического и речевого развития ребенка и его социализации.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, обучения и развития, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В своей практике я тоже использую дидактические игры. С их помощью у детей воспитывается желание заниматься умственным трудом. В игре сам процесс мышления протекает активнее, трудности умственной работы ребенок преодолевает легче, не замечая, что его учат.

На каникулярной неделе в январе совместно с тифлопедагогом в старших группах было проведено развлечение  «Путешествие в зимний лес». С детьми были проведены следующие логопедические игры:

Д/и «Чьи следы?»

Детям были предложены картинки с изображением следов животных, которых необходимо было  угадать. А также нужно было ответить на вопрос: «Чьи это следы?» прилагательным (медвежьи, заячьи…)

Д/и «Чей дом?»

Детям были предложены картинки с изображением жилищ животных. Нужно было ответить на вопрос полным ответом. «Дом медведя – берлога» и т.д.

Д/и «Ребята и зверята»

Детям опять были предложены картинки, на которых изображены звери и их детёныши. Задача детей – найти и правильно назвать членов звериных семей в единственном и множественном числах. 

Применение дидактических игр в работе с детьми значительно повышает эффективность коррекционной работы по развитию речи. В ненавязчивой форме ребенок осваивает новые слова, речевые обороты, проявляет себя.

Использование дидактических игр позволило выявить не только положительные моменты всестороннего развития, но и некоторые трудности.

Польза применения дидактических игр заметна по тому, с каким удовольствием дети ждут, спрашивают о предстоящих занятиях и режимных моментах. В игре ребенок раскрывается полностью, показывает весь свой потенциал.

Так любимое занятие детей становится для них не только приятным времяпровождением, а источником новых знаний, воспитания, обучения и развития.

Учитель-логопед Часовитина Л.Л.