Пальчиковая гимнастика для детей дошкольного возраста играет важную роль. Используется на занятиях физической культурой, музыкой, познавательной деятельностью. Гимнастику можно выполнять в промежутке между занятиями, на прогулке, во время досуговой деятельности.
Пальчиковые упражнения выполняют ряд функций:
- способствуют развитию ловкости пальцев (этот фактор будет важен для освоения письма);
- активизируют речевые центры;
- развивают внимание, память, воображение;
- создают позитивную атмосферу в группе, вызывают положительные эмоции.
Регулярные упражнения и массаж пальцев способствуют развитию интеллектуальных способностей, в том числе освоению речи.
Простые пальчиковые игры используются для развития моторных способностей, профилактики и снятия утомления у дошкольников.
В некоторой степени пальчиковую гимнастику можно отнести к физической культуре, поскольку при её выполнении развивается координация движений, осуществляется мышечное развитие.
Оптимальная длительность пальчиковой гимнастики — 5 минут. За это время ребята проигрывают несколько упражнений и делают самомассаж. В старших группах на гимнастику допустимо отвести до 10 минут, если ребята будут играть в пальчиковый театр.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только благоприятно воздействует на развитие речи, но и подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма. Нужно добиваться, чтобы все упражнения ребенок выполнял легко, чтобы занятия приносили ему радость.
Самомассаж фаланг пальцев
Поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках.
Вырос у нас чесночок, (указательный)
Перец, томат, кабачок, (средний)
Тыква, капуста, картошка, (безымянный)
Лук и немножко горошка, (мизинец)
Овощи мы собирали, (сжимание и разжимание)
Ими друзей угощали (пальцев на обеих руках).
Гимнастика для пальчиков
Домик
Речь педагога | Содержание движений |
Раз, два, три, четыре, пять, | Разжимают по одному сжатые в кулак пальцы, начиная с большого пальца. |
Вышли пальчики гулять. | Ритмичное разжимание всех пальцев одновременно. |
Раз, два, три, четыре, пять | Сжимание поочередно, начиная с мизинца,
широко расставленных пальцев в кулак. |
В домик спрятались опять. | Ритмичное разжимание всех пальцев одновременно. |
За ягодами
Речь педагога | Содержание движений |
Раз, два, три, четыре, пять, | Пальцы обеих рук, начиная с большого, «здороваются» |
В лес пошли мы погулять | «Идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу |
За черникой, за малиной, за брусникой, за рябиной.
Землянику мы найдем И братишке отнесем. |
Загибают пальцы, начиная с большого пальца. |
Дружба
Речь педагога | Содержание движений |
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики. |
Пальцы обеих рук соединяются ритмично в замок
|
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики. |
Ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук |
Раз, два, три, четыре, пять | Поочередное касание пальцев на обеих руках, начиная с мизинца |
Начинай считать опять:
Раз, два, три, четыре, пять. Мы закончили считать. |
Руки вниз, встряхнуть кистями |
Пять пальчиков
Речь педагога | Содержание движений |
Пальчики уснули,
В кулачок свернулись |
Пальцы сжимаются в кулачок. |
Один! Два! Три! Четыре! Пять! | Пальцы выпрямляются по одному |
Захотели поиграть | Энергичное сжимание и разжимание пальцев |
Кормушка
Речь педагога | Содержание движений |
Сколько птиц к кормушке нашей Прилетело? | Ритмично сжимают и разжимают кулачки. |
Мы расскажем. Две синицы, воробей Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. |
На каждое название птицы, загибают по
одному пальчику. |
Всем хватило зернышек. | Опять сжимают и разжимают кулачки |
Стираем платочки
Речь педагога | Содержание движений |
Мама и дочка стирали платочки
Вот так, вот так |
Правая рука – в кулак, растираем левую ладонь; затем меняем руки |
Мама и дочка полоскали платочки
Вот так, вот так |
Растирать ладони |
Мама и дочка отжимали платочки
Вот так, вот так. |
Правой рукой «отжимаем» левую руку, затем наоборот |
Мама и дочка сушили платочки
Вот так, вот так. |
Движения кистью вверх-вниз. |
Ласточка
Речь педагога | Содержание движений |
— Ласточка, ласточка, милая ласточка
Ты где была Ты с чем пришла? — За морем бывала, весну искала Несу, несу весну-красну |
На каждую строчку большой палец дважды «здоровается» с одним пальцем, начиная с указательного пальца сначала правой руки, потом левой |
Капель
Речь педагога | Содержание движений |
Кап, кап, кап – звенит капель.
Приближается апрель |
Ритмично стучат по столу подушечками пальцев, начиная с большого пальца. |
Инструкторы по физ.воспитанию
Данилов И.Р., Усольцева М.В.