В последнее время тема взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда стала более актуальной. Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности.

У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, снижается объём запоминания и воспроизведения материала, внимание становится неустойчивым, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей появляются сложности со связной речью. Такие дети нуждаются в особых коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.

Целью совместной работы учителя-дефектолога и  учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и познавательное развитие ребёнка.

Общие задачи:

  • Создать модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов, как условие интеллектуального развития ребенка.
  • Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности педагогов.
  • Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и логопеда в условиях дошкольной образовательной среды.

Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследования ребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей. Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне. Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической работоспособностью. Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.

Задачи учителя-дефектолога:

  • Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка.
  • Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям:

 — развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);

 — развитие речи;

 — развитие моторики;

— развитие математических способностей;

 — расширение кругозора.

  • Прослеживание динамики развития детей.
  • Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.
  • Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
  • Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми.

Задачи работы учителя-логопеда:

  • Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
  • Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
  • Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
  • Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
  • Обогащение словарного запаса.

Каковы же общие формы нашего взаимодействия?

  1. Обсуждаем и планируем работу на год.

Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно-тематическое планирование и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексической подборки.

Параллельно нами отрабатываются тематические планирования в пределах своей компетенции.

  1. Проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития на каждого из них.
  2. Планируем консультации с педагогамидля того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.
  3. Планируем консультации с родителями с целью обеспечения единства и преемственности развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.

В течение года взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как проведение открытых занятий, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок, публикациях статей в сборниках.

Представленные формы нашего взаимодействия строятся на следующих принципах:

  • Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.
  • Принцип целостности и законченностипредполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.
  • Принцип эффективностиреализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
  • Принцип «сотворчества» и разнообразияпредполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.

Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога и учителя-логопеда позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Достижение эффективности в коррекционной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных и коррекционных задач. Таким образом, коррекционно–развивающая работа с детьми предполагает взаимодействие педагогов и носит комплексный характер.

Учитель-логопед Часовитина Л.Л.