Для всестороннего развития дошкольников чрезвычайно важно своевременно овладеть разнообразными движениями, в первую очередь основными их видами — бегом, ходьбой, прыжками, метанием, лазаньем, без которых нельзя активно участвовать в подвижных играх, а в дальнейшем успешно заниматься спортом. Упражнения в основных видах движений расширяют диапазон двигательных способностей детей. Для прочного закрепления движений их необходимо повторять, постепенно усложняя. Недостаточно освоенные детьми движения не следует включать в подвижные игры.
Во время разучивания движений необходимо сначала объяснить и показать правильные приёмы выполнения, следить, чтобы дети были внимательны.
Своевременное и правильное освоение детьми движений достигается не только показом техники выполнения задания, но и использованием ориентиров. Показ вызывает лишь зрительный образ упражнения, но не даёт мышечных ощущений, которые возникают при правильном выполнении движений самими детьми. Поэтому применение различных ориентиров необходимо. Так, при ходьбе по краям площадки ориентиром служат кубы или флажки на подставках, которые дети должны обходить. При подлезании под верёвку или дугу подвешивается колокольчик. Если ребёнок задел его, значит, движение выполнено неправильно. Использование ориентиров облегчает и воспитателю контроль за выполнением движений каждым ребёнком.
В некоторых случаях в процессе обучения необходима непосредственная помощь всопитателя для уточнения положения отдельных частей тела ребёнка, для получения им правильных мышечно-двигательных ощущений. Педагог, например, помогает ребёнку принять требуемое исходное положение при лазанье, поправляет положение руки при замахе. Однако такая помощь должна быть кратковременной, чтобы ребёнок не привык к ней, действовал самостоятельно.
При выполнении движений мы не в праве требовать от ребёнка особой точности. На третьем году жизни он осваивает движение в целом и лишь потом, в дошкольном и школьном возрасте, возможно добиваться правильной техники выполнения движения. Большое значение имеет показ движений педагогом, т.к. малыши лучше воспринимают движения по подражанию. Но обязательным условием при этом является сопровождение действия словом.
Индивидуальные особенности развития двигательной сферы ребёнка, предрасположенность к какому-нибудь движению или проявлению качества (быстроты, ловкости, выносливости) поддаются педагогическим воздействиям. Дети, стремящиеся к малоподвижным играм и занятиям (рисованию, рассматриванию иллюстраций в книгах), заставляют педагога искать возможные пути и методы их активизации, повышения интереса к двигательной деятельности. Малышам можно предложить покатать в коляске кукол, догнать брошенный воспитателем мяч.
Воспитателю необходимо знать основную технику движений, уметь их показывать с учётом возраста детей, подобрать соответствующие игры для совершенствования движений. Чем богаче и разнообразнее движения, тем больше возможностей для проявления детьми инициативы и творчества. Необходимо сохранять у детей первоначальный интерес к упражнениям; от занятия к занятию, от игры к игре ставить новые задачи, обогащать упражнения новыми двигательными заданиями, усложнять правила, вводить варианты, поощрять проявление детьми самостоятельности.
инструктор по физ. восп. Данилов И.Р.