Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Известно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р], его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика — это упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, необходимые для правильного звукопроизношения.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе ребенок должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5-6 раз, которые помогут быстрее освоить все упражнения, к тому же по ним можно заниматься, не имея под рукой дополнительных книг.

Рекомендации к проведению упражнений:

Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребенку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что делает язычок? где он находится (вверху или внизу?

Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

Занимаясь с детьми 3-4-летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.

К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

В 6-7-летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время, обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача-логопеда и специальный массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей готовности ребёнка к школьному обучению.

«Улыбка»-растянуть губы в улыбке.

«Заборчик» -улыбнуться и обнажить зубы

«Красим нижний заборчик»-улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны «красим» нижние зубы. Движения вверх-вниз и влево-направо

-Ш-

«Дудочка»- с напряжением вытянуть губы вперед.

«Кружочек» — приподнять верхнюю и нижнюю губы, обнажив сближенные зубы.

«Блинчик» — приоткрыть рот, широкий расслабленный, мягкий язык положить на нижнюю губу.

«Чашечка» — рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Края и кончик широкого языка поднять кверху в форме «чашечки». Спинка языка опущена.

-Л- и –Р-

«Окошко» — открыть рот – «жарко», закрыть рот «холодно».

«Качели» — открыть рот. Губы в улыбке. Кончиком языка поочередно касаться верхней и нижней губ – движения вверх-вниз.

«Красим верхний заборчик» — улыбнуться, приоткрыть рот, кончиком языка с внутренней стороны “красим” верхние зубы “кисточкой”. Движения языка вверх-вниз и влево — вправо.

«Иголочка» — открыть рот. Улыбнуться. Кончик узкого языка поднять вверх к бугоркам верхних зубов.

Методические рекомендации к выполнению артикуляционной гимнастики

  1. Гимнастика проводится 10-15 минут.
  2. Упражнения выполнять перед зеркалом
  3. Каждое упражнение выполнять по 5 раз.
  4. Упражнение выполнять после показа взрослого.
  5. После того, как усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).

Учитель-логопед: Гаврильева Алёна Сергеевна