Якутские настольные игры развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности, укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность, учат детей быть предельно внимательным, собранным. К тому же якутские настольные игры – замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений.

Цель: сформировать и систематизировать знания и представления детей о культуре, традициях и обычаях якутского народа через традиционные народные игры.

Задачи:

-вызвать у детей интерес и желание играть в якутские настольные игры;

-развивать двигательную активность детей: ловкость, силу, быстроту, выносливость;

-развивать память, пространственное мышление, познавательную активность.

Знакомство с правилами игры в якутские настольные группы начинается со старшей группы детского сада.

«Тыксаан» (фишки)

Игра, рассчитанная на троих и более человек. В комплектацию игры входят фигурки тыксаан нечетное количество (9-11-13-15), изготовленные из тальника. Все фигурки одинакового размера. Игрок берет тыксаан и складывает их на сложенный кулак. Резко разжимает кулак, рассыпает на стол (с расстояния от стола с кулак). Игрок должен добиться, чтобы две или несколько фигур сложились друг на друга. Их он забирает себе. После чего отстреливает пальцем фигурки и те, которые выпадают на другие, тоже забирает. Побеждает тот игрок у кого оказывается больше тыксанов. Эта игра позволит развить мелкую моторику пальцев, глазомер и поможет намного быстрее выучить цифры. Она будет интересна, как детям, так и взрослым.

Для игры из тальника диаметром 1 см делают фишки длиной 1,5 см. Затем их расщепляют по длине на 2 части. Одна из продольных сторон фишек должна быть полукруглой, другая – прямой (как половинки чурочек).

«Тырыынка» (палочки)

Участник держит тырыынка вертикально в одной руке. С расстояния (от стола с кулак) резко ослабляет их захват, палочки рассыпаются. Затем он собирает свободно лежащие палочки, после чего при помощи специальной палочки, очень осторожно вытаскивает остальные. В случае даже малейшего движения других палочек – тырыынка, игра данного участника прекращается и палочки передаются следующему участнику. После сбора участниками всех тырыынка состязание прекращается. Победитель определяется по наибольшему количеству тырыынка.

«Куерчэх ытыйыы» (Мутовка)

Игра развивает мелкую моторику пальцев. Между ладоней зажимается мутовка. Прижимая плотно ладони друг другу, игрок перетирает мутовку, добиваясь ее вращения. После чего засекается время, у кого из игроков мутовка вращается дольше, то и выиграл. Они станут отличным решением в качестве развития координаций детей.

Общая и специальная физическая подготовка к игре: легкий массаж пальцев, сгибание и разгибание пальцев, различные пальчиковые игры и упражнения (с малым мячом, перебирание мелких предметов, плетение косичек, шнуровка и т.п.).

Цель: развивать координацию движений, ловкость рук.

Можно и нужно играть в народные настольные игры детям дошкольного возраста, так как:

— настольные игры отражают традиции, образ жизни, быт, характер, психологию, философию любого народа.

— настольные игры народов имеют глубокие корни.

— они развивают гибкость пальцев и кисти, ловкость, координацию, находчивость и умственные способности.

-они способствуют передаче жизненно важных умений и навыков, воспитанию нравственности, уважения к народным традициям, обычаям.

Преимущество:

В якутские настольные игры можно играть в любое свободное время и где угодно. Через игру дети ближе знакомятся, развивается дух коллективизма, воспитывается дружелюбие. Во время игры ребенок учится сравнивать, считать, развиваются различные навыки.  Играют и дети, и взрослые – это самый лучший способ досуга в семье. Материал и изготовление инвентаря доступны всем, экологически чистый, не нужны большие финансовые затраты и специальные помещения.

ПДО  Андросова Л.Д.