Работая в детском саду с нарушением зрения, становлюсь свидетелем, что все больше детей имеют неправильную осанку. Искривление позвоночника, являются очень частой проблемой.

Родители начинают бить тревогу только тогда, когда нарушение уже ярко выражено. Они обращаются  к врачу травматологу-ортопеду.

Нарушения осанки приводят к серьезным заболеваниям позвоночника и внутренних органов. Ухудшается кровоснабжение головного мозга и, как следствие, еще больше УХУДШАЕТСЯ, УЖЕ НАРУШЕННОЕ ЗРЕНИЕ  РЕБЕНКА!!!

Компьютерные игры, игровые приставки,  телевидение, игры в телефоне, планшетах вынуждают  ребенка длительное время находиться в статической позе, все это  формирует неправильный тип осанки, все это сопровождается ухудшение зрения.

Семья несет основную ответственность за здоровье ребенка и формирование правильной осанки. Родители были бы рады, чтобы эти вопросы решали воспитатели, педагоги, мед.работники, но в реалии, никто лучше них не в состоянии сделать их ребенка здоровым во всех отношениях. Проявляйте постоянную заинтересованность в ребенке, заботу о нем!

Следует выполнять следующие правила

Нельзя читать ребенку лежа! Читать и писать ребенок должен за столом, а не сидя в кресле или на диване. При этом ноги, спина и руки должны иметь опору. Локти находятся на столе.

Высота стола должна быть на 2-3 см выше локтя опущенной руки сидящего.

Высота стула не должна превышать высоту голени, коленные суставы должны быть согнуты под прямым углом, при необходимости подставить скамейку. Лучше всего подходит кресло, регулируемое по высоте, с высокой спинкой и подлокотниками.

Не покупать стол или стула «на вырост»!

Книги ставить на подставку. с наклоном в 30 — 40 к горизонтальной поверхности. Что позволяет ребенку держать голову прямо (снимает нагрузку на шейный отдел). Кроме детей с расходящимся косоглазием,  

Окклюзию делать таким образом, чтобы заклеенный глаз не «подглядывал», иначе происходит искривление шейного отдела позвоночника.

Следить, чтобы голова ребенка не находилась повёрнутой всё время только в одну сторону. Например при просмотре телевизора.

Делать перерывы через каждые 15-20 минут занятий !!! Выполнить зарядку для глаз. Встать. Походить в течении  5-10 минут.

Несколько простых упражнений для снятия  напряжение с мышц спины:

  1. Максимально соедините лопатки и удерживайте их в таком положении 10-15 секунд. Сделайте 5-10 повторов.
  2. Поднимите левое плечо, зафиксируйте его на 10-15 секунд, повторите с правым плечом. Повторите 5-7 раз для каждого плеча.
  3. Двигайте плечом по кругу на максимально возможное расстояние. Повторите вторым плечом.

Несколько простых упражнений для  глаз

  1. Предложите малышу «пострелять глазками», двигая их по горизонтали. Сначала нужно посмотреть влево, досчитать до 5, а затем перевести взгляд вправо и тоже посчитать до 5, а затем посмотреть вперед и закрыть глаза. Повторить 3-4 раза.

2.А теперь пусть ребенок подвигает глазками вертикально: вверх-вниз – также досчитывая до пяти. Заканчивается упражнение так же – посмотреть вперед и закрыть глазки. Повторить 3-4 раза.

3.Предложите малышу попробовать «скосить глаза», как зайчик. Пусть он посмотрит обоими глазами на кончик носа и, досчитав до 20, закроет глазки, чтобы отдохнуть. Повторить 3-4 раза.

4.Есть еще одно хорошее упражнение для профилактики нарушений зрения у детей. Сильно-сильно зажмурьтесь вместе с ребенком, а потом резко широко откройте глаза. Повторите 3-4 раза.

  1. И, напоследок, быстро-быстро поморгайте глазками, считая до 30. После этого отдохните, закрыв глаза. Повторите также 3-4 раза.

Двигаться ребенку необходимо не менее шести часов в сутки! Утренняя гимнастика, активный отдых, плавание,  лечебная гимнастика, подвижные игры – это двигательный минимум для ребёнка.

Приобрести для сна ровный и жесткий матрас, маленькую и низкую подушку. Предпочтительная поза для сна – на спине, на боку.

Следите за походкой ребенка! Не следует широко шагать и сильно размахивать руками, разводить носки в стороны, «шаркать» пятками, горбиться и раскачиваться. Постарайтесь выходить чуть раньше, чтобы ребенку не пришлось бежать за родителями, которые тянут его за руку, чаще всего за одну и ту же каждое утро. Все это может привести к дисбалансу мышечного корсета и нарушению осанки.

Следить за осанкой во время езды на самокате, на велосипеде, не нагибаться сильно к рулю.

Упражнения для формирования навыка правильной осанки для  слабовидящих детей дошкольного возраста
1. Исходное положение: стоя спиной у стены, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, икрами ног и пятками — разнообразные движения руками, ногами.
2. И.п. то же. Сделать вперед 1–2 шага, сохраняя правильную осанку, повторить движения.
3. И.п: лежа на спине, руки вдоль туловища — приподнять голову, посмотреть на носки. Вернуться в исходное положение.
5.«Мостик» — из положения лежа на спине поднимание таза
6. «Ходьба» — из положения лежа на спине попеременное поднимание ног.
7. «Велосипед» — из положения лежа, круговые движения ногами
8. « Собачка» — из положения лежа на животе, руки перед собой, разгибание корпуса с опорой на руки.
9. «Лодочка» — из исходного положения лежа на живете, руки вытянуты, ладони соединены; поднимание прямых рук и ног.
10. «Птичка» — из положения лежа на животе поднимание головы, с отведением рук в стороны и покачивание ими.
11. «Самовытяжение» — лежа на животе, вытянуть руки и ноги, прогнуться, потянуться и повернуться на спину. Также потянуться на спине и повернуться на живот.
12. Стоя. Потянуться руками вверх – вдох. Вернуться в исходное положение – выдох.

Учитель тифлопедагог Жукова Ольга Юрьевна