Логопедическая ритмика — комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логопедическая ритмика – это вид активной терапии движениями, который способствует преодолению самых разнообразных речевых расстройств: от фонетико-фонематического нарушения речи до тяжелых речевых дефектов, таких, как ОНР, заикание и алалия.
Цель логоритмики — коррекция и профилактика имеющихся отклонений в развитии речи ребёнка, посредством движения.
Задачи логоритмики:
- развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики с помощью логоритмических игр, пальчиковой, артикуляционной гимнастики, логопедических попевок.
- формирование правильного дыхания (умение делать глубокий вдох и длительный выдох).
- развитие способности ориентироваться в пространстве (музыкальные игры).
- выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью (хороводы, игры с пением).
- развитие фонематического слуха, просодических компонентов речи (высота, сила, тембр голоса) с помощью дидактических игр «Угадай-ка» (определение соответствия музыки, движения, голоса с образом животных, «Угадай, на чем играю» и т. д.)
К методическим приемам относятся: показ упражнений; совместное выполнение движений; словесная инструкция; пояснение с конкретным показом движения.
Занятия с элементами логоритмики осуществляются в тесном контакте с логопедом, который консультирует, на какие звуки следует подбирать речевой и песенный материал. Особенность применения этих упражнений заключается в том, что, кроме развития голосовых данных и мышечного аппарата ребенка, развиваются детские эмоции, пробуждается его мысль и фантазия.
Упражнения для логоритмики:
«Оладушки» — Тесто круто замесили, ух – тух! Ух -тух! (сжимать и разжимать кулачки) Сковородки раскалили, ух – тух! Ух-тух! (круговые движения двумя руками – как по столу – от центра вправо – влево). Ди-ди, ла-да, ладушки, испечем оладушки («печем» оладушки). Хлоп-шлеп, хлоп шлеп, хлоп-шлеп, хлоп-шлеп! Лады — лады, ладушки, горячи оладушки! (круговые движения вправо-влево от центра перед собой: «дуют» на ладошки)
«Муравьиная зарядка» — Муравьи проснулись рано (потирают глаза, сидя на корточках),
Потянулись (встают, потягиваются). Встали прямо (опускают руки вниз). Прыг да скок, прыг да скок, (прыжки на двух ногах). Новый начался денек!
Вместе весело живем – хорошо быть муравьем! (шагают на месте)
«Шарик» — Надувают шарик быстро (пальцы обеих рук собраны в одну щепотку, постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга),
Он становится большой (медленно развести руки в стороны).
Вдруг шар лопнул (хлопок в ладоши),
Воздух вышел (подуть на ладони),
Стал он тонкий и худой (снова собрать пальцы в щепотку).
«Козлики» — Вот мостик горбатый (ладонь на ладонь), Вот козлик рогатый (указательный палец и мизинец выставить вперед).
На мостике встретил он серого брата (указательный палец и мизинец левой руки выставить вперед). Упрямцу с упрямцем опасно встречаться, И козлики наши стали бодаться (указательные пальцы и мизинцы «встречаются» и «расходятся» 8 раз). Бодались, бодались, сражались, сражались (пальчики «встречаются» крест — накрест). И в речке глубокой вдвоем оказались (пальчики «ныряют» вниз, на колени).
«Дождик» — Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на двух ногах)
Вышел дождик погулять! (марш)
Шел неспешно по привычке.
А куда ему спешить (развести руки в стороны и пожать плечами)
Вдруг читает на табличке: (пальцем правой руки вести слева направо с движением головы). «По газону не ходить!» (отрицание – головой)
Дождь вздохнул тихонько: «Ох!» (глубокий вдох и междометие — на выдохе)
И ушел. Газон засох. (присесть)
Учитель-логопед: Гаврильева Алёна Сергеевна