Известно, что нарушение зрительных функций, являясь первичным дефектом влечет за собой вторичные отклонения в формировании познавательной деятельности ребенка. Повседневная деятельность сложна и многогранна, она сопряжена с ориентировкой в пространстве, восприятием окружающей действительности, самоконтролем. Если зрительное восприятие нарушено, нарушаются память, внимание, мышление, воображение. Есть множество игр и упражнений для коррекции (исправлении) этих нарушений.

Роль памяти для воспитания ребенка с нарушением зрения значима. Это объясняется тем фактом, что слабовидящий ребенок должен запомнить столько же, сколько и нормально видящий.

Можно для развития памяти проводить такие игры и упражнения:

  • «Что изменилось?»
  • «Чего не стало?»
  • «Чем отличается?»
  • «Запомни и назови»
  • «Запомни стихотворение»
  • «Посмотри и запомни»

Для любого ребенка, особенно с нарушением зрения, очень важно развивать память. Для этого используем такие игры:

  • «Найди пару»
  • «Кого не стало?»
  • «Ты откуда?»
  • «Летает-не летает»
  • «Найди отличия»

У слабовидящих детей все виды мышления проходят те же этапы, что у детей нормальным зрением. Однако у детей с дефектами зрения отмечаются трудности установления смысловых связей между объектами, затруднения при классификации предметов.

Рекомендуются следующие игры:

  • «Так бывает или нет?»
  • «Что сначала, что потом?»
  • «Что лишнее?»
  • «Отгадай загадки»
  • «Подходит – не подходит»

Воображение тесно связано с мышлением. Воображение играет главную и существенную роль в процессах компенсации зрения и становления личности.

Для развития воображение рекомендуем игры:

  • «На что это похоже?»
  • «Чья это тень?»
  • «Оживи фигурку»
  • «Сочиняем сказку вместе »
  • «Придумай новый конец знакомой сказки»

Учитель-дефектолог Федотова А. И.