Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы здоровья, правильного физического развития, происходит становление двигательных способностей, формируется интерес к физической культуре и спорту, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества.

         Программа воспитания в детском саду предусматривает формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание правильной осанки, гигиенических навыков, освоение знаний о физическом воспитании. Работа по физическому воспитанию в дошкольном учреждении начинается с выработки у детей привычки к соблюдению режима, потребности в ежедневных занятиях, в развитии умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, в воспитании любви к занятиям спортом, интереса к их результатам.

Особенно важно, чтобы физическое развитие ребенка было организовано правильно. Для этого необходимо в интересной, игровой форме проделывать с детьми простейшие гимнастические упражнения, приучающие их прямо держать позвоночник и голову, укрепляющие мускулатуру туловища. Большое значение для образования правильной осанки имеет развитие у детей координации (согласованности) движений, что наилучшим образом осуществляется во время подвижных игр («Ходьба змейкой», «Пройди – не ошибись», «Резвый мешочек», «Зайцы в огороде» и др.)

         В физическом воспитании дошкольников игры занимают ведущее место. Поэтому все упражнения, способствующие образованию правильной осанки, безусловно, должны проводиться в форме игры.

         Подвижные игры – наиболее удачное сочетание видов деятельности ребенка, способствующих его всестороннему развитию и укреплению здоровья.

         Дети дошкольного возраста очень подвижны. Их движения быстры, разнообразны, и эту особенность надо использовать. Детей нужно приучать к ходьбе, бегу, прыжкам, метанию, лазанью, тренировать у них чувство равновесия. Подвижные игры в плане воспитания неоценимы для детей раннего и дошкольного возраста, поэтому они должны быть неотъемлемой частью общего двигательного режима ребенка.

         Важнейший результат игры – радость, удовлетворение, эмоциональный подъем. Положительные эмоции стимулируют деятельность всех основных систем организма ребенка, всесторонне развивают его.

         Взрослым следует руководить играми дошкольников. Желательно, чтобы родители сами принимали участие в организации коллективных игр детей во время прогулки.

         Игры для малышей должны быть несложными и непродолжительными. Для детей в возрасте 1-3 лет подвижные игры особенно полезны, так как они укрепляют еще слабые мышцы ребенка, учат его соотносить слова с вещами, помогают развить координацию движений («Где петушок?», «Мяч», «Встань, малыш!», «Вот идет мышка» и т.д.) В таких играх желательно задействовать как можно больше предметов, например, мяч, куб, стул, коврик и пр.

         Как только ребенок научится ходить, нужно стараться использовать все возможности, чтобы улучшить его координацию. Предложите ему разные способы ходьбы: вприсядку, пятясь назад или  высоко, как лошадка, поднимая ноги. Маршируйте, ходите на носочках или скользите. Вытяните руки перед собой, а ладони пусть двигаются вперед назад, касаясь друг друга и расходясь. Идите медленно, как бы раскачивая свой «слоновый хобот», ходите медленно и быстро («Лови мяч», «Прокати мяч через тоннель», «Прыгаем», «Тучка и солнышко», «Бегом к дереву» и др.). Всячески поощряйте желание ребенка подпрыгивать, прыгать, скакать и бежать. При ходьбе вместе с малышом разговаривайте на разные голоса – низким, высоким, детским голосом и т.д.

В этом возрасте дети еще не умеют играть в команде, поэтому игры проводятся с участием только ребенка и взрослого, Вводить в игру других участников надо постепенно, чтобы ребенок смог привыкнуть к новым игрокам и изменившимся правилам.

В играх для детей от 2 до 5 лет уже просматривается несложный сюжет, хотя в основном содержание игр сводится к повторению движений ведущего. Детям нравится бегать, прыгать, выполнять разнообразные движения, которые постепенно усложняются и комбинируются друг с другом.

В этом возрасте значение подвижных игр особенно важно, так как у малышей повседневные движения однообразны и задействуют небольшие группы мышц, в то время как основная их масса пребывает в бездействии. Подвижные игры способствуют проработке всех групп мышц, а также обеспечивают поступление в головной мозг ребенка потока импульсов, стимулирующих развитие центральной нервной системы («Догоню-догоню», «Мяч в корзине», «Делай, как я!», «Укрепляем мышцы», «Гуси-лебеди», «Будь внимателен» и т.д.).

С детьми в возрасте 5-6 лет проводят игры с включением не только таких образов и действий, которые они наблюдают в жизни, но и тех, что знакомы по книгам и картинкам. В игры можно вносить элементы соревнования (например, кто быстрее добежит до определенного дерева).

Основная особенность этого возрастного периода у детей – неестественность спокойного состояния в течение длительного времени. Сейчас жизненной потребностью каждого ребенка становится желание бегать, прыгать, кувыркаться. Он испытывает так называемое чувство мышечной радости, которое заставляет его активно двигаться, причем обязательно в компании других детей («Совы и жаворонки», «Белые медведи», «Самый проворный», «Коршун и наседка», «Веселый кролик» «Огонь и вода» «Жмурки», «Палочка-выручалочка», «Рыбаки и рыбы», «Пятнашки», «Передай мяч», «Слушай команду», «Догонялки», «Запрещенное движение» «Давайте поздороваемся», «Гуси» и др.)

Обеспечение оптимальной двигательной активности детей – одно из главных условий нормального роста, развития и функционирования организма, а также способ снятия напряжения и утомления. Необходимо сбалансировать статические и динамические компоненты в режиме дня за счет суммарного объема двигательной активности.

Четко спланированная двигательная активность на фоне положительных эмоций, в сочетании с закаливающими мероприятиями – отличное средство оздоровления детей.

        

Данилов Иннокентий Ревориевич

 Инструктор по физической культуре