Зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно и имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения у каждого ребенка.

А именно:

  1. Дети с глубоким поражения, с более сложными диагнозами затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенные и мелкие детали.
  2. У таких детей нарушено целостное восприятие наглядности.

Поэтому использование наглядности приобретает особо важное значение. Это позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, положительно сказывается на качестве усвоения ими знаний, повышается эффективность развития зрительного восприятия.

Нарушение базовых зрительных функций приводит к снижению скорости, полноты и точности восприятия, что обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных элементов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями.

При работе с детьми с глубокими нарушениями зрения  необходимо учитывать зрительный диагноз ребенка. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий. Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих.

При использовании наглядных пособий для таких детей используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый.  При демонстрации картин лучше использовать зеленый фон и контрастные фигуры: на черном хорошо воспринимается слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура.  Дидактические игрушки также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям, т.е. должны быть с четко выраженными основными деталями, характеризующми изображаемый предмет. Игрушки, человек и животные должны передавать все части тела. Для слабовидящих изображения должны иметь высокий контраст (60%-100%)

 Требования к пособиям

Соблюдения в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;

Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 95%);

Четкое выделение ближнего, среднего и заднего и заднего планов.

 Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.

Величина картинок определяется  от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.

Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.

Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.

В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.

При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:

— в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз

— полукругом

— параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей  (расх. косоглазие – в центре, сход.- по краям +соблюдение остроты зрения).

Условия эффективности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения:

1 .Демонстрируемая  наглядность  должна  быть  размещена таким образом, чтобы каждый ребенок    мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте,  на уровне  глаз детей,  на контрастном  фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).

  1. Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.
  2. Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее.

4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, чтобы до занятия дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия наглядность некоторое время может оставаться в группе.

  1. Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.

Андросова Л.Д.