Из опыта работы учителя-логопеда Сидоровой Лидии Трифоновны

Никакая самая творческая, тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать детям, имеющим нарушение речи дома.

Успех коррекционно- оздоровительной работы во многом зависит от слаженности  в работе педагогического коллектива и  семьей ребенка. Многие учителя-логопеды отмечают слабое участие родителей  в оказании логопедической помощи. Поэтому для меня является важным научить родителей взаимодействовать  со своим ребенком, помочь ему овладеть речью. Я систематически встречаюсь с родителями, информирую  об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью выступаю на родительских собраниях, провожу консультации, семинары-практикумы, оформляю специальные стенды, папки-передвижки. В каждой группе проводится родительское собрание. К этому времени я заканчиваю обследование  детей и знакомлю родителей с его результатом. Главная цель этого – заручится поддержкой родителей  для последующего взаимодействия в вопросах речевого развития. Стараюсь в понятной и доступной форме раскрыть перед родителями основные отклонения в речевом развитии детей, причины их возникновения, говорю о степени отставания от нормы и необходимости совместных  усилий в преодолении данного дефекта. Рассказываю о плане работы, о задачах, о содержании. На следующем родительском собрании подвожу итоги за полугодие, рассказываю о дальнейшем коррекционном обучении, об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе занятий и на что надо обратить внимание   в дальнейшем. Приглашаю на консультацию родителей тех детей, работа с которыми требует  отдельного подхода. Заключительное родительское собрание проводится в конце учебного года, где я подвожу итоги обучения за год, даю рекомендации по закреплению пройденного материала, ознакамливаю родителей с решением комиссии о дальнейшем обучении в массовой или речевой школе. Решение комиссии подробно обосновывается.

На консультации знакомлю родителей с основными приемами постановки звуков, рассказываю и показываю какие упражнения, записанные в тетради ребенка, необходимо проводить дома. Особое внимание обращаю на то, что нельзя принуждать ребенка к выполнению упражнений, занятия должны проводиться в форме игры или другой интересной для него форме. Только тогда эти упражнения будут эффективны. Все упражнения необходимо выполнять естественно без напряжения. Некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений языка, губ. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получаться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребенка на том, что не получается. Надо подбодрить и вернуться к более простому и отработанному материалу.

В своей работе я применяю пальчиковую гимнастику. Связь пальцевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков Академии педагогических наук РФ. Исследователи (А. В. Антакова – Фомина, М. И. Кольцова, Е. И. Исенина) установили, что если движения пальцев соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту, а если развитие движения отстает, то и речь не соответствует возрастным нормам.

На открытых логопедических занятиях я знакомлю родителей с приемами обучения, подбором наглядно-иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемым к речи детей в процессе занятий. На стендах «Для родителей» совместно с воспитателем помещаю сведения о развитии речи ребенка в норме, различных видах речевой аномалии, привожу список рекомендуемой по этому вопросу литературы. Периодически обновляю материалы по звукопроизношению и пальчиковой гимнастике.