В детском саду вот несколько лет провожу кружок «Волшебный звук хомуса» с детьми старшей и подготовительной группы. Прежде чем набрать набор детей надо согласоваться с родителями, у детей должен быть,  свой индивидуальный хомус.  С детьми занимаюсь в неделю два раза.

В первоначально детей знакомлю об истории якутского национального музыкального инструмента хомус, о мастерах-изготовителях хомуса, рассматриваем хомус его устройство и разновидности (деревянный, хомус с двумя язычками, хомус традиционный), дать возможность послушать звучания хомуса,  делаем гимнастику для рук, координация движения рук, органов речи, дыхания. Дыхание при игре на хомусе, удары и их разновидности, приемы игры на хомусе.  В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии-куплеты (Биэ-биэ-биэ, һыт-тыа, хороводный танец оһуохай и др.)

Как держать хомус?

Локоть левой руки, держащей  инструмент, расположен — под углом 45 градусов (не прижимайте локоть к себе и не поднимайте слишком высоко к плечам). Указательным пальцем  другой руки ударьте по язычку. Направление ударов – против часовой стрелки, прямо к себе. Это основной вид ударов, существуют еще обратные и переменные удары. Последние рекомендованы при быстром темпе игры.                                                              Чтобы усилить звук, сомкните губы  так, чтобы они обхватывали корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.                                                                             

  1. Нельзя слишком сильно прижимать длинную основу, вы зажимаете язычок и извлекать нормальные звуки не можете.
  2. Неверно прижимать хомус к зубам под углом, его надо держать прямо (такая ошибка возможна при неправильного прикуса и неравных зубов).
  3. Ударить по язычку нужно по направлению к себе, а не снизу вверх или слева на право (хомус может сломаться или трескучие звуки).
  4. Губы должны чуть — чуть прикрывать хомус. Если они открыты, звук получается тихий, сжаты — вы рискуете пораниться.

Как дышать?

Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя. Во время самого удара можно вдыхать два, три и более раз. Применяя такое дыхание, можно менять силу и время звучания. Сила и скорость выдыхания должны совмещать  с колебаниями язычка. Дышать плавно, резкий вдох может провести к остановке язычка. При  быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса, диафрагмы.

 Таким образом, любой заинтересованный ребенок может продолжить свое обучение на хомусе в рамках дополнительного образования. Музыка хомуса, переданная нам предками, способствует сохранению традиций народа Саха. Приобщая детей к культурному наследию, мы воспитываем в них чувство патриотизма, любовь к своей Родине, знакомим с культурой своего народа.

Бускарова Мария Даниловна, педагог саха тыла