С каждым годом увеличивается число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают различные виды нарушения зрения. Дети, посещающие специализированный детский сад №11 имеют различные заболевания глаз: миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия и различные виды косоглазия. С такими детьми в нашем саду работают медицинские работники, дефектологи, воспитатели. Вся работа проводится по рекомендации врача-офтальмолога в соответствии с особенностями зрительного восприятия детей.

Обязательным компонентом коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения зрения, является зрительная гимнастика, которая проводится несколько раз в течение дня по3-5 минут. Гимнастика для глаз имеет многоцелевое значение: она обеспечивает улучшение кровоснабжения тканей глаза, повышает тонус глазных мышц, укрепляет мышцы век, снимает переутомление зрительного аппарата, корректирует дефекты зрения.

Зрительная гимнастика проводится по словесным указаниям воспитателя, а также с использованием стихов и потешек. Затраты времени на упражнения разных видов гимнастики измеряется минутами, а польза от этого для здорового ребенка неоценима. Специалисты доказали, что использование разных видов гимнастики до занятий, во время занятий и в конце занятий – эффективное средство обеспечения работоспособности детей и борьбы с утомлением. Ежедневные занятия гимнастикой помогает снять напряжение глазодвигательных мышц, помогают настроить ребенка на позитивный лад, дать заряд бодрости на весь день.

Зрительная гимнастика приносит пользу только в том случае, если выполнять ее регулярно, дозировано с учетом нарушенных зрительных функций глаза. Детям младшей группы предлагаются упражнения с меньшей дозировкой. Надо научить ребенка правильно выполнять упражнения, без особых усилий, чтобы было интересно, нужно создать игровую ситуацию в виде использования стихов и атрибутов. Упражнения для глаз одинаковы для всех возрастных групп, но дозировка должна постепенно увеличиваться.

Коррекционная направленность учебно-воспитательного процесса создают благоприятные условия для развития неполноценного зрения, коррекции вторичных нарушений, для общего развития ребенка.

Виды зрительной гимнастики для глаз:

— моргание

— вращение

— вертикали

— горизонтали

— удивление

— диагонали

— метка на стекле

— использование пальчика руки.

Тифлопедагог: Федотова А. И.