Готовность обучению в школе — важнейший итог воспитания и обучения дошкольников педагогами и родителями. Характер этих требований обусловлен особенностями новой социальной позиции школьника, новыми знаниями и обязанностями, к которым он должен быть подготовлен.

Поступление в школу- переломный момент в жизни ребенка, связан с изменением привычного образа жизни, системы отношений с окружающими.

Часто родители наших будущих первоклассников  считают, что самое главное — научить ребенка  читать, писать и считать до поступления в школу. Но не только эти умения определяют мотивационную готовность к школе. Прежде всего- это желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение. Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление. Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты психические процессы, как логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память. Поэтому в дошкольном возрасте, гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать предметы и явления, обобщать и выделять существенные признаки предметов, ориентироваться в последовательности событий, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения, развивать познавательную активность. Большое значение в подготовке к школе имеет развитие мелкой моторики и координации движений руки. Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций — рисованию, письму, черчению, лепке, выстриганию, шитью. Важна именно подготовка к письму, а не прямое обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Развитию мелкой моторики успешно способствуют пальчиковые игры, разучите их и проводите. От кончиков пальцев ребенка исходят лучики трудолюбия, умения, радости от своей работы, творчества и  интеллекта. Свободная  игра, общение со сверстниками развивают мышление, фантазию, эмоциональный мир детей. В игре дети приобретают навыки социального поведения, а это — важный элемент готовности к обучению и адаптации к окружающему миру. Ребенок,  который умеет общаться, понимает других людей и их чувства, уверен в себе, будет учиться хорошо. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив момент, вы рискуете тем, что ваш малыш привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другую. Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание — занятостью делами по дому, на работе. Он — ваше творенье. Так будьте вместе с ним. Уважайте в ребенке индивидуальность. Не забывайте хвалить ребенка за маленькие победы!

Несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу.

  1. Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, братьями, сестрами, вашими собственными успехами в его возрасте. Ваш ребенок – уникальная и неповторимая личность.
  2. Обязательно хвалите ребенка за то, что ему хорошо удается. Детей вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Если вы поможете ребенку приобрести опыт «постижения успеха», признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство гордости поможет ему преодолеть любые  трудности, страхи и разочарования.
  3. Помогайте ребенку преодолевать его слабости. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы, поиграйте в развивающие игры.
  4. Развивайте любовь к чтению. Лучший способ привить любовь к чтению — подать личный пример. Выключайте телевизор  и объявите час семейного чтения. Пусть ребенок читает все, что ему интересно. Обсудите прочитанное.Полезно почитать ребенку вслух, но при этом время от времени прерываться и задавать вопросы: «Как ты думаешь, что будет дальше?», «А ты бы как поступил?», « Придумай  свой конец рассказа». Если ребенок  заинтересовался, предложите самому дочитать сказку, попросите нарисовать картинки  для прочитанной книги и обсудите, что они иллюстрируют. Покупайте то, что ребенку интересно, и вы разовьете его интеллект и привьете любовь к чтению.
  5. Найдите стиль обучения вашего ребенка. Понаблюдайте за ребенком, и вы заметите, что он в игре, в занятиях больше ориентируется на определенный орган чувств. Некоторые дети более склонны воспринимать мир глазами, через зрительные образы. Другие предпочитают воспринимать мир и его многообразие на слух. Некоторым детям необходимо потрогать, почувствовать предметы, ощутить эмоции, чтобы лучше усвоить знания. Им необходимы образцы, макеты, палочки. Им надо обязательно чувствовать. Есть дети с пространственным видением, которые легко могут разобрать на части и собрать любую вещь. Они получают удовольствие, складывая разрезные картинки, занимаясь головоломками или оригами, вышивая, собирая модели кораблей. Определив предпочитаемый ребенком способ получения информации, вы можете эффективнее помочь ему в приготовлении домашних заданий и преодолении трудностей, возникающих при обучении.
  6. Интересуйтесь проведенным днем. Старайтесь расспрашивать непринужденно, а не строго и навязчиво, не превращайте подобное общение в допрос с пристрастием, будьте разумны в оценке ситуаций, старайтесь вместе разобраться в происходящем. Способность  быть внимательным к ответам детей, выслушать, не перебивая и не оценивая, столь же важна, как и умение задавать корректные, доброжелательные вопросы. Позволяя детям высказывать свои суждения дома, вы способствуете снятию эмоциональных переживаний, давая советы,- как бы проигрываете ситуацию дома, позволяя ребенку более уверенно вести себя в саду, школе, тренируете поведение, снижаете риск серьезных конфликтных ситуаций.
  7. Научите детей отдыхать! Самый лучший отдых – это новые впечатления, новая обстановка, новые знакомства. Ходите с ребенком в гости, гуляйте в разных уголках города, посещайте спектакли, музеи, соревнования. Даже обычный поход в магазин можно превратить в занимательное путешествие – игру. Пусть ваши дети активно отдыхают, набираясь новых эмоций и впечатлений, которые снимут усталость и обогатят кругозор и общение детей!
  8. Свободная игра, общение со сверстниками развивают мышление, фантазию, эмоциональный мир детей. Когда они играют, спорят устанавливают правила и ограничения, учатся договариваться, приходить к общему решению, они на самом деле осваивают многие качества, необходимые для успешной учебы. Они учатся четко задавать вопросы, спрашивать совета и помощи, самим отстаивать точку зрения, убеждать. В игре дети приобретают навыки социального поведения, а это- важный элемент готовности к обучению и адаптации к окружающему миру. Ребенок, который умеет общаться, понимает других людей и их чувства, уверен в себе, будет учиться более успешно.
  9. Первые дни, недели, месяцы ребенка в школе требуют ритма и психологической деятельности. Безусловно, ребенку надо помогать и, помогая, в первую очередь формировать отношение к школе и школьным делам, поднимая престиж и повышая познавательную мотивацию. Объясняйте ребенку, что значит для человека много знать, хвалите учителя, отмечайте положительные достижения одноклассников. Во- вторых, необходимо помочь ребенку распределить свое время, не допуская, чтобы приготовление домашних заданий превратилось в пытку, не делая семью филиалом образовательного учреждения.

Конечно, наилучший вариант- когда ребенок все делает сам, но возникновение затруднений – естественно. Помогайте ребенку только в том, что действительно получается у него плохо, как бы он ни старался. Покажите, как справиться с трудностями, и  позвольте преодолеть их самостоятельно. Только такая форма помощи будет эффективна, позволит почувствовать радость успеха и будет способствовать, автоматизации необходимого навыка.