Одной из актуальнейших проблем дошкольной педагогики является проблема готовности детей к процессу обучения. Наиболее острой она является относительно детей с нарушением зрения, многие из них испытывают трудности в обучении. В силу дефекта зрения сокращается двигательная активность этих детей, а это в свою очередь, приводит к препятствиям самостоятельного знакомства с окружающим миром. Мы встречаемся с тем, что у наших детей имеется недостаточный словарный запас, который зависит от их зрительного опыта, нет соотнесенности образа и слова. Бывает, что словесное объяснение, направляющая внимание ребенка на тот или иной объект, оказывается пустым звуком, так как за словом нет, не только конкретного, но даже приблизительного зрительного образа.
Речевые нарушения у детей с патологией зрения обширные и они встречаются в 1,5-2 раза чаще, чем у нормально видящих детей. Значительное сокращение зрительного опыта оказывает влияние на построение предложения, накопления словарного запаса, в развитии самостоятельной речи. Имея, недостаточный зрительный опыт, в силу своих нарушений у детей снижается темп и уровень развития речи, так и замедляется формирование предметных образов.
Одним из важнейших методов в работе с детьми с нарушением зрения является применение средств наглядности, которые преследует цель обогащения и развития целостных и реальных представлений об окружающем мире. При подборе наглядных пособий необходимо обращать внимание на конкретность характерных признаков и свойства предметов. В связи замедленным развитием анализирующего восприятия, нужно уделять внимание навыкам обследования при знакомстве с различными предметами. Там, где детям не доступно зрительным путем получить необходимую информацию, нужно подключать осязание, слух, вкусовые ощущения, тактильные.
Использование наглядности способствует усвоению знаний, развитию познавательной деятельности, а для детей с нарушением зрения еще осуществляет коррекцию и компенсацию нарушений.
Наряду с методом наглядности следует выделить роль словесного метода. Надо уделять серьезное внимание, точности, лаконичности объяснений, рассказу педагога.
Слово для ребенка с нарушением зрения имеет доминирующее значение при развитии наблюдательности и мыслительной деятельности.
Детей следует научить соотносить слово с конкретным образом, признаком, свойством. Мало научить детей выделять эти признаки, свойства, надо научить обозначать каждый из них словом. Только в этом случае можно говорить об истинном знании детьми явлений и свойств окружающего мира.
Следовательно, тифлопедагогам и воспитателям при проведении своих занятий необходимо ставить речевые задачи: обогащение словарного запаса, правильное построение предложений, точность, образность и выразительность речи, следить за звукопроизношением, установлением более полной соотнесенности слова и образа предмета, развитием слухового внимания.
Словесный метод чаще используется при рассматривании сюжетных картин, иллюстраций, где направляем внимание детей на выделение разных признаков, свойств, явлений предметов окружающей действительности. Добиваемся, что бы дети давали полное описание того, что видят. Ребенку с нарушением зрения требуется больше времени для рассматривания сложных сюжетных картин. Из-за тяжелых нарушений зрения, из-за неумения всматриваться дети в начале работы над сюжетными картинами не давали никаких результатов. Нужно давать точные конкретные вопросы, учить зрительному обследованию картины, выбирать главных героев картины, обращать внимание на передний план картины, учить понятиям (далеко, близко). Речь у педагога должна быть образцом для детей: правильная, грамотная, эмоциональная.
Работа над картинами, иллюстрациями, предметными карточками, игрушками обогащают зрительный опыт детей с нарушением зрения.
Нарушения в формировании речи не находятся в прямой зависимости от состояния зрения, а обусловлено, опосредовано им. Таким образом, ранняя помощь детям в обогащении зрительного опыта помогает им пополнять их словарный запас, строить интересные предложения, совершенствовать звукопроизношение и развивать речь в самом широком смысле слова.
Совместная работа всех специалистов детского сада по коррекции и компенсации вторичных отклонений дают положительные результаты в обучении, воспитании, лечении и социализации детей, что является актуальнейшими проблемами современного общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель-дефектолог высшей категории Федотова А. И.