Основное направление современного детского сада, чтобы обеспечить гармоничное развитие ребенка – это развитие конструктивного взаимодействия с семьей воспитанника. Нужно научиться видеть в родителях полноценных участников в воспитательной работе. Для этого нужно информировать родителей с лучшим опытом воспитания детей дошкольного возраста в детском саду и семье, раскрывать средства, формы и методы развития важных качеств ребенка.
Наглядной формой предъявления информации для родителей являются стенды, на которых размещаем материал о целях и задачах развития ребенка с нарушением зрения, о коррекционной работе в детском саду и дома, о специфике развития детей с нарушением зрения, о характере зрительных диагнозов и зрительного восприятия и т.д.
Одной из главных форм является индивидуальные консультации для родителей детей с нарушением зрения, так как у детей разные патологии зрительных нарушений и разный уровень познавательного развития ребенка.
Эта работа является одной из эффективных форм работы дефектолога. Общаясь с родителями получаем возможность установить с ними доверительные отношения, дать конкретные советы по коррекционной работе в домашних условиях. Консультации ориентируют родителей на создание условий дома для помощи ребенку, особенно с нарушением зрения, обучаем специфическим способам и приемам взаимодействия с ребенком, так как эти дети нуждаются в большей поддержке, понимании, помощи.
Рекомендуем родителям использовать различные дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности, логические дидактические игры на классификацию, группировку, систематизацию предметов по общим и отличительным признакам. Все эти игры развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. Эти виды игры особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, так как они способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Рекомендуемые игры для родителей в домашних условиях. По развитию цветового восприятия можно поиграть в такие игры:
1. Какого цвета кубики? (машинки, палочки, бумага и т.д.)
2. Покажи кубик красного цвета (карандаш, фломастер и т.д.)
3. Какого кубика не стало?
4. Какая игрушка спряталась?
5. Покажи такой же кубик.
6. Найдем дома предметы красного (другого) цвета
7. Что у нас красного (другого) цвета
Эти игры помогут выяснить знает ли ребенок цвета, называет их, умеет ли их находить в окружающей среде, умеет ли сравнивать. А также такие игры развивают остроту зрения, зрительное внимание, глазомер, обогащают его зрительный и познавательный опыт. Аналогично в домашних условиях проводим игры на закрепление геометрических форм, размеров и пространственных отношений.
Федотова А.И. учитель-дефектолог