«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» — гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.
Современные исследования выявили тенденцию к увеличению числа дошкольников со зрительной патологией, указывающую на необходимость поиска наиболее эффективных путей повышения качества обучения и воспитания детей с проблемами в развитии.
Особенности зрительного восприятия детей с указанной патологией затрудняют обогащение зрительной памяти, в результате чего нарушается связь между зрительным и вербальным образом слова, что приводит к недопониманию и смешению лексического значения слов, их ошибочному использованию в самостоятельной речи детей. Это ограничивает коммуникативные возможности ребенка, усложняет процесс усвоения учебного материала. Это обусловливает трудности дальнейшего обучения в школе и социальной адаптации, что определяет актуальность представленной работы.
От родителей и педагогов зависит, насколько ребенок с нарушением зрения разовьет свои возможности и насколько активно и творчески он сможет участвовать в жизни общества. А именно родители – первые воспитатели – имеют самое сильное влияние на детей. Следует отметить, что целью семейного воспитания является формирование таких качеств личности, которые помогут достойно преодолеть трудности и преграды, встречающиеся на жизненном пути. Развитие интеллекта и творческих способностей, первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей, их счастье – все это зависит от семьи, от родителей, и все это составляет задачи семейного воспитания. А если ребенок имеет какие-то отклонения здоровья, в нашем случае нарушения зрения, то ребенок вдвойне нуждается в поддержке, понимании, любви и внимании родителей.
В данной статье мы поговорим о роли игры в воспитании ребенка с нарушением зрения.
Для слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста, как и для зрячих, наиболее активной самостоятельной деятельностью является игра. Охватывая сенситивные периоды жизни детей с аномалиями в развитии, игра повышает их реабилитационные возможности, способствует коррекции и компенсации дефектов, связанных со слепотой. Как зона ближайшего развития ребенка, игра в тифлопсихологии рассматривается как средство всестороннего развития, способ познания окружающего мира. Однако глубокое нарушение или ограничения функции зрительного анализатора создает трудности при овладении всеми структурными компонентами игровой деятельности: у детей отмечается бедность игрового сюжета, содержания игры, схематизм игровых и практических действий.
Игровая деятельность детей с нарушениями зрения связана с возникновением компенсаторных процессов, с формированием нравственных качеств, с формированием предметных и игровых действий, с развитием зрительного восприятия. До 3-го года жизни общение в игре происходит в основном не с группой, а с одним человеком.
Если дети играют со сверстниками, то их взаимоотношения можно обозначить как игру или деятельность «рядом», попытки совместных действий чаще всего вызывают конфликты. Слабовидящие дети всех возрастов отстают от своих зрячих сверстников по результативности правильного выполнения задания, однако к концу дошкольного возраста они начинают справляться с заданиями, а именно овладевают способами мысленного оперирования образами, работая в умственном плане и по правилам.
Родителям также следует учитывать тот факт, что дети с нарушением зрения лучше воспринимают изображения в цветовом исполнении, чем черно-белые, силуэтные и контурные. Восприятие цветных изображений стимулирует зрительную реакцию, активизирует зрительные функции, создает у детей положительный эмоциональный настрой.
Одним из эффективных средств сенсорного воспитания слабовидящих детей дошкольного возраста является дидактическая игра, основным элементом которой является обучение детей способам познания. По характеру воздействия на процесс сенсорного развития слабовидящих детей дидактические игры можно условно разделить на две группы:
1) дидактические игры для развития сенсорной сферы и сенсорной деятельности детей с нарушением зрения;
2) логические дидактические игры, назначение которых – смысловая систематизация чувственного опыта.
Игры первой группы развивают умения детей различать, сравнивать, выделять и называть характерные признаки и свойства предметного мира. В играх второй группы дети учатся классификации, группировке, систематизации предметов по общим и отличительным признакам. При классификации дети устанавливают общность между предметами, образуют пары, группы предметов по цвету, форме, величине, пространственным характеристикам и т.д.
По содержанию дидактические игры можно так же представить как три вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с предметами способствуют формированию предметных представлений и действий с предметами, дети учатся анализировать характерные признаки, свойства предметов и явлений. Эти виды игр особенно важны в работе с детьми с нарушением зрения, т.к. в значительной степени способствуют обогащению и уточнению предметных представлений.
Таким образом, с помощью игры Вы можете помочь своему ребенку развить интеллект и творческие способности, сформировать первичный опыт трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование.
Тифлопедагог Суханова Валентина Георгиевна