Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет его жизнь, именно поэтому важно не пропустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Игровые технологии тесно связанны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач, благодаря игре дети приобретают способность управлять своим поведением, становятся более гибкими в общении и менее застенчивыми. Одной из форм игровой технологии являются театрализованные игры. Игра драматизация развивает у детей самостоятельность, инициативность, эмоциональную отзывчивость, воображение.
Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость, которые характеризуют детей с ОВЗ. У большинства детей с нарушением зрения отмечается несформированность или нарушение эмоционально-волевого компонента личности, что негативно сказывается на их поведении, обучении, интеллектуальном и личностном развитии. Из опыта работы коррекционно-педагогической деятельности обратила внимание, что дети с нарушением зрения не различают мимику лица, жесты и позы, отражающие то или иное эмоциональное состояние людей и животных. Можно обратить внимание, что дети не эмоциональны в выражении мимической, жестикуляционной, речевой выразительности.
Были поставлены задачи:
- Помогать в познании эмоциональных состояний;
- Пополнять активный словарь ребенка;
- Учить выражать свое отношение к близким, сверстникам и к окружающим;
- Развивать навыки адекватного социального поведения;
- Развивать воображение и творческую активность.
Театральная деятельность мне всегда нравилась, нравилось играть и придумывать игровые сюжеты, которые я использовала в своей профессиональной деятельности. Я с удовольствием принимаю участие в мероприятиях детского сада: выполняю различные роли на утренниках и развлечениях, участвую в показе кукольного театра, разучиваю с детьми их роли. Поэтому я решила организовать кружок «Маленькие таланты большого мира». Проработала рабочую программу, которую опубликовали на сайте детского сада.
За время работы кружка дети приобрели навыки общения друг с другом, с удовольствием входили в образ своих героев, даже вносили свои предложения по костюмам и атрибутам. На занятиях кружка дети стали понимать скрытый смысл сюжета, устанавливать причинно-следственную зависимость. Дети стали понимать эмоциональное состояние людей и животных, различать эмоции и их оттенки. Учатся определять не только по мимике лица, но по жестам и позам. Расширился словарный запас слов, выражающий различные эмоции. При этой работе у детей развивается образное мышление, анализирующее внимание, логическое суждение. Благодаря этой работе, у меня установился более тесный контакт с родителями детей, которые посещали мой кружок. Родителя отмечали, что дети стали более раскованными, эмоциональными, открытыми для общения. Дома с радостью рассказывали о своих успехах. Как учитель-дефектолог, зная специфику детей с нарушением зрения, привлекла в кружок детей с различными заболеваниями глаз для коррекции их многочисленных недостатков в психическом развитии: стеснительность, робость, неуверенность, задержка речевого развития, бедность и невыразительность их эмоций.
С выпускниками подготовительной группы показали сказку «Теремок» для малышей нашего детского сада, получили массу положительных эмоций и благодарность. В работе с детьми рекомендую использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются образцом формирования эмоционального отношения к миру. Сказки, рассказы, потешки и стихи обогащают словарь эмоциональной лексики, развивают отзывчивость, служат прекрасным поводом для содержательного разговора с детьми. В ходе целенаправленной работы дети стали более открыты, добры друг к другу. Стали участниками Фестиваля театра детей с ОВЗ и стали лауреатами, получили благодарность от главы Строительного округа.
Развитие театрализованной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей – длительная работа, которая требует участия родителей и педагогов детского сада (музыкальные руководители, хореограф, воспитатели и т.д.).
Театральная деятельность сплачивает детский коллектив, сближает и взрослых. Она делает жизнь воспитанников интересной и содержательной, наполняет ее яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Учитель-дефектолог Федотова А. И.