С помощью глаз ребенок воспринимает цвет, величину, форму предметов, что является важными информативными признаками в предметах и изображениях.
При нарушении зрения происходит сокращение и ослабление функций зрительного восприятия у слабовидящих.
Развитие навыков осязания и мелкой моторики у детей с нарушением зрения имеет большое значение, т.к. является средством компенсации нарушенного зрения, предотвращения вторичных отклонений, также позволяет ребенку наиболее тонко познать признаки и свойства предметов, способствует развитию навыка письма. Зрительное восприятие тесно связано с развитием мелкой моторики. Поэтому на занятиях тифлопедагога данным задачам отводится достаточно много времени.
На моих занятиях, дети с удовольствием складывают разрезные картинки и пазлы, угадывают и называют тень предмета, находят пары предметов и т.п. Им нравится раскрашивать и вырезать. С увлечением играют в рыбалку, с конструктором и выкладывают узоры из геометрических фигур, камешек и пуговок.
Обычно на каждом занятии я планирую две основные задачи. И когда дети справляются с предложенными играми, то берут любимую игру с Волшебной полочки. Так мы ее называем. На этой полочке стоят игры на развитие мелкой моторики руки: сортировка (бусины разного размера и материла, фонарики, пуговки, колпачки), шнуровка, нанизывание, сортеры, игры с прищепками, различные вкладыши, пирамидки, матрешки и многое другое.
Так же на стене в кабинете висят доска, картина-сказка Лиса и журавль из фетра и бизиборд Заколдованный домик. В нем 4 квартиры, в которых живут разные животные. Дети с удовольствием открывают замочки и смотрят, кто же сегодня там живет (периодически меняю их местами или ставлю других). На доске ребята любят складывать магнитные пазлы, выкладывают числовой ряд, играют с магнитным конструктором. Недавно сделала для них 2 магнитные сказки: Заюшкина избушка и Три поросенка.
Круликовская Татьяна Владимировна-учитель-дефектолог.