Основной метод обучения детей шахматам- игра. Уже сам процесс познания должен быть облечён в форму увлекательной и доступной игры. Формы, методы, приёмы постоянно разнообразятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Этапы обучения:

  1. Знакомство с шахматной доской.
  2. Знакомство с фигурами и пешками.
  3. Обучение правилам шахматной игры.
  4. Решение шахматных задач и этюдов.
  5. Игра в шахматы.

Приобщать детей к шахматам можно с 3-х лет.

Примерная программа для детей:

3-5 лет:

  • воспитывать интерес к игре;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • иметь представление о шахматной доске;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске.

4-6 лет:  

  • умение считать до 8 и более;
  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске;
  • правильно выполнять ходы шахматных фигур.

5-7 лет:

  • иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • умение решать задачи (мат в один ход);
  • играть в шахматные партии.

 

Теперь о самом процессе обучения. Мы начинаем его с пешки- и не случайно:  эта фигура для восприятия всего понятнее детям, и уже одними  пешками можно начинать игру. Познакомившись с пешкой, принимаемся за изучение других фигур.

На первых порах ни в коем случае не следует предлагать играть сразу играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, мы приучаем детей видеть поле, распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда юные игроки приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия, запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению простых задач в один ход.

Для обучения игре лучше приобрести шахматы с размером доски 40-40 см. Фигуры здесь располагаются свободнее, просторнее, чем на доске меньшего размера. Учиться игре на таких шахматах детям легче. При игре доска всегда располагается так, чтобы на левом углу было чёрное поле, а на правом — белое. Обратите на это внимание, потому что очень часто дети ставят доску не правильно.

Интерес к шахматам у детей проявляется по — разному: одни сразу заболевают ими, других нужно к ним подтолкнуть. Оказывая ребенку, помощь в изучении игры, старайтесь тактично, неназойливо поддержать его интерес к игре. Нельзя хвалить одних детей и ругать других за их  успехи и неудачи. Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно в процессе обучения  воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, вкрапливая в уроки элементы занимательности и новизны.

Перед игрой не лишней будет беседа такого содержания: « Шахматисты играют не торопясь и ведут себя тихо, чтобы можно было обдумать хороший ход. Во время игры нельзя спорить, громко разговаривать- так вы будете мешать себе и другим.»

Иногда стоит сделать вид, что вы проиграли ребёнку. Но часто делать этого не следует: дети привыкают к лёгким победам, и будут воспринимать проигрыш весьма болезненно. Лучше дать ему фору ( отдать, например, ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу), оставляя такое минимальное  количество фигур, чтобы обе стороны испытывали к игре обоюдный интерес, преодолевая одинаковые трудности. Тогда дети будут совершенствоваться в игре быстрее.

Правда, не все дети и не всегда охотно берут фору, считая, видимо, что они и так хорошо играют. Когда дети повысят свой класс игры, фора уменьшается настолько, насколько сильнее станет игра юного шахматиста.

Родителям полезно после игры разобрать с детьми их ошибки. Необходимо постепенно приучать их из нескольких ходов в игре выбирать самый лучший, наиболее выигрышный.

Педагог ДО — Андросова Л.Д.