«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)
Первой формой общения первобытных людей были жесты. Учёные пришли к выводу, что формирование речевых областей мозга совершается под влиянием импульсов, идущих от рук, а точнее, от пальцев. Именно этим должны руководствоваться специалисты при работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.
Сейчас для определения уровня развития речи с детьми первых лет жизни проводят такой опыт: просят ребёнка показать один пальчик, два пальчика, три (или просят сделать движения пальцами по показу).
Дети, которым удаются изолированные движения пальцев, — говорящие дети; если же пальцы напряжённые, сгибаются или разгибаются только все вместе или, напротив, вялые и изолированные движения не получаются, то это, как правило, неговорящие дети. Таким образом, не услышав от ребёнка ни одного слова, можно определить, как у него развита речь. До тех пор пока движения пальцев не станут свободными, развития речи добиться не удастся.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кистей рук и каждого пальчика, каждой его фаланги ежедневно в течение 2-3 минут. Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки, типа «Сороки», сгибание и разгибание пальчиков, поглаживание ладошки, пальчиковые игры.
Пальчиковая игра «Твоя ладошка»
Твоя ладошка — это пруд,
По ней кораблики плывут (медленно водить согнутым указательным пальцем по ладошке малыша, рисуя волну)
Твоя ладошка, как лужок,
А сверху падает снежок (дотрагиваться кончиками пальцев до ладошки ребенка)
Твоя ладошка, как тетрадь,
В тетради можно рисовать (указательным пальцем «нарисовать» кружок и др.)
Твоя ладошка, как окно,
Его помыть пора давно (потереть ладошку пальцами, сжатыми в кулак)
Твоя ладошка, как дорожка,
А по дорожке ходят кошки (осторожно переступать пальчиком или пальцами по ладошке малыша)
Выполнение фигурок из пальцев
Также для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:
- Выкладывание узоров из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
- Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
- Игры с бумагой (плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).
Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Учитель-логопед Часовитина Л.Л.