«Детская речь на всех этапах своего развития питается неисчерпаемой жизненной силой народного русского языка».
( К.И. Чуковский)
Известно, что с каждым годом непрерывно увеличивается количество детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Опыт работы показывает, что в наш век, когда родители постоянно заняты, им некогда общаться с детьми. Современный ребенок большую часть времени проводит с гаджетом в руках. В результате этого у детей наблюдается оскудение словарного запаса, трудности в выражении своих мыслей, затруднена их социализация в обществе.
Формирование речи ребенка происходит в постоянном общении с взрослыми. Именно близкие взрослые оказывают огромное влияние на становление речи ребёнка, становятся первыми учителями для ребенка, образцом для подражания. В семье для ребёнка необходимо создать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки и слова, интересно рассказывать. Одним из самых действенных доступных средств для развития правильной речи детей является фольклор.
Общаясь со своими детьми, родители всё реже используют в речи поговорки, потешки, считалки. А ведь устное народное творчество создает уникальные условия для развития речи детей, так как оказывает положительное влияние на развитие речи детей: обогащает словарь, развивает артикуляционный аппарат, развивает фонематический слух, даёт образец для составления описательных рассказов, развивает просодическую и интонационную стороны речи.
Народные потешки представляют собой прекрасный речевой материал. Их начинают применять уже на втором году жизни, когда у ребенка уже имеется первичный словарь. Эти произведения русского фольклора используются при одевании, кормлении, укладывания спать, в процессе игровой деятельности. Они сопровождаются действиями или, наоборот, действия сопровождаются чтением и обыгрыванием. С помощью потешки развивается фонематический слух, так как они используют звукосочетания-наигрыши, которые повторяются в разном темпе несколько раз с различной интонацией и на мотив народной мелодии. Все это позволяет ребенку почувствовать и осознать красоту русского языка. Роль потешек еще и в том, что они учат воспринимать коротенький сюжет, воплощенный в художественном слове, и это является подготовительным этапом для восприятия в дальнейшем сказки. Кроме того, потешки развивают детскую фантазию, пробуждают интерес к новым словообразованиям.
Делаем массаж с потешкой
Потягушеньки
Потягунюшки, порастунюшки (поглаживаем от головы до пяточек)
Поперек толстунюшки,
А в ножки – ходунюшки, (двигаем ножками)
А в ручки – хватунюшки, (сжимают и разжимают кулачки)
А в ушки — слышунюшки, (мягко нажать на ушки)
А в глазки — глядунюшки, (мягко нажать на глазки)
А носику — сопунюшки, (мягко нажать на носик)
А в роток — говорок, (мягко нажать на ротик)
А в головку — разумок! (мягко нажать на лобик)
Потешки для массажа головы, ручек и ножек малыша:
Поворачивая голову малыша:
Мешу, мешу тесто
Есть в печи место
Пеку, пеку каравай
Головоньку — валяй, валяй.
Тянем поочерёдно ручки:
Тяни холсты
Холсты просты
Тяни, тяни, потягивай,
Поперёк, поперёк перекладывай.
Потешки про дождик и солнышко:
Дождик, дождик,
Кап-кап-кап!
Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять —
Мы промочим ножки.
Дождик, дождик,
Не дожди!
Дождик, Дождик,
Подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому!
Солнышко, солнышко,
Выгляни в оконышко!
Солнышко, нарядись,
Красное, покажись!
Ждут тебя детки,
Ждут малолетки.
Солнышко-вёдрышко!
Взойди поскорей,
Освети, обогрей —
Телят да ягнят,
Ещё малых ребят.
Любимые потешки:
Ладушки, ладушки,
— Где были?
— У бабушки!
— Что ели?
— Кашку!
— Что пили?
— Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Полетели, полетели, полетели!
На головочку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!
Прилетели три грача,
Принесли три ключа.
Берите, грачи,
Золотые ключи,
Замыкайте зиму,
Отпирайте весну,
Открывайте лето!
— Куда бежите, ножки?
— По летней дорожке,
С бугра на бугор
За ягодой в бор.
В зеленом бору
Тебе наберу
Черной черники,
Алой земляники.
— Ваня, Ваня, где ты был?
Куда Ванечка ходил?
— Я ходил в лесочек.
— Что видал?
— Пенечек.
Под пенечком грибок!
Хвать, да в кузовок!
В развитии звуковой стороны речи очень удобным речевым материалом являются чистоговорки. Чистоговорки – это особый речевой материал, как правило, небольшой по объёму и специально построенный из сложных сочетаний звуков, слогов, слов, трудных для произношения. Само их название указывает на то, что произносить их надо чисто – чистоговорки.
Задания по произношению чистоговорок можно использовать не только для общего речевого развития детей, но и для становления хорошей речи ребенка, а так же, для автоматизации, т. е. закрепления звуков, которые были у него нарушены. Повторение чистоговорок можно начинать только тогда, когда ребенок уже умеет произносить нарушенный звук в словах.
Произносить чистоговорки желательно хотя бы 2 – 3 раза в течение дня, по 3 – 4 минуты.
Когда ребенок усвоит правильное произношение чистоговорок,можно:
- постепенно ускорять или замедлять темп произношения
- выделять закрепляемый слог ударением,например: СА – СА – СА – рыжая лиса
- выделять паузами слово с закрепляемым звуком.
Чистоговорки можно использовать и на закрепление знаний по изучаемым детьми лексическим темам, т. е. в процессе их произношения происходит обогащение словаря ребенка, совершенствование лексико – грамматических категорий, усвоение чувства рифмы.
При произношении чистоговорок обращайте внимание на незнакомые ребенку слова и старайтесь объяснить их смысловое значение. Например: длиннохвостая лиса – это значит, что у лисы длинный хвост.
Желательно предлагать детям самим придумывать чистоговорки, что дает возможность развивать их творческое воображение. Не забудьте напомнить ребенку, что начало чистоговорки является ее окончанием.
Например: алки – алки – алки – крошки ищут галки,
арь – арь – арь – на стене висит фонарь и т. д.
Чистоговорки можно произносить:
- меняя силу голоса, т. е. громко, тихо, шепотом,
- в форме повествовательной, вопросительной или восклицательной интонации.
Это лишь некоторые приёмы развития речи на материале чистоговорок. Используйте их, придумывайте свои собственные. Главное, постарайтесь не воспринимать занятия с ребёнком как тяжёлый труд, получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора!
И, помните! Ежедневное произношение чистоговорок обеспечит ребенку четкость дикции, выразительность речи, а так же обогатит новыми интересными знаниями.
Учитель-логопед Часовитина Л.Л.