В последнее время тема взаимодействия учителя-дефектолога и учителя-логопеда стала более актуальной. Отклонения в речевом развитии и обусловленные речевые трудности часто сопровождаются снижением познавательной активности ребенка, недостаточной ориентировкой в фактах и явлениях окружающей действительности, бедностью содержания коммуникативной, игровой и творческой деятельности.
У детей при нормальном интеллекте, имеющих логопедические проблемы, зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности, снижается объём запоминания и воспроизведения материала, внимание становится неустойчивым, снижается уровень обобщения и осмысления действительности. У детей появляются сложности со связной речью. Такие дети нуждаются в особых коррекционно-педагогических условиях развития и обучения.
Целью совместной работы учителя-дефектолога и учителя-логопеда является тесное взаимодействие в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и познавательное развитие ребёнка.
Общие задачи:
- Создать модель коррекционно-развивающей деятельности педагогов, как условие интеллектуального развития ребенка.
- Обозначить основные направления взаимодействия коррекционно-развивающей деятельности педагогов.
- Разработать систему работы и формы взаимодействия дефектолога и логопеда в условиях дошкольной образовательной среды.
Совместная работа специалистов начинается уже на этапе первичного обследования ребенка. Целью первичного обследования является изучение особенностей речевого, физического и моторного развития детей. Каждый из специалистов принимает участие в обследовании ребенка на своем уровне. Обследование детей выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные речевым дефектом, низкой умственной и физической работоспособностью. Коррекцию интеллектуальных нарушений осуществляет учитель-дефектолог.
Задачи учителя-дефектолога:
- Углубленная диагностика развития познавательной деятельности ребенка.
- Систематическая коррекционная и развивающая работа с детьми в соответствии с их индивидуальными программами по следующим направлениям:
— развитие психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления);
— развитие речи;
— развитие моторики;
— развитие математических способностей;
— расширение кругозора.
- Прослеживание динамики развития детей.
- Оценка интеллектуальной готовности к обучению в школе.
- Формирование у педагогического коллектива и родителей информационной готовности к коррекционной работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация усилий педагогов и родителей, контроль качества проведения ими работы с детьми.
Задачи работы учителя-логопеда:
- Изучение уровня речевого, познавательного, физического развития и индивидуально-типологических особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым из них.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно-речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами.
- Оценка результатов помощи детям и определение степени их речевой готовности к школьному обучению.
- Развитие слухового внимания и фонематического слуха.
- Обогащение словарного запаса.
Каковы же общие формы нашего взаимодействия?
- Обсуждаем и планируем работу на год.
Эта работа заключается в том, что мы пересматриваем комплексно-тематическое планирование и корректируем календарное планирование с целью уточнения лексической подборки.
Параллельно нами отрабатываются тематические планирования в пределах своей компетенции.
- Проводим диагностику детей, которая помогает нам выявить и учесть индивидуальные особенности каждого ребёнка при составлении индивидуальных маршрутов развития на каждого из них.
- Планируем консультации с педагогамидля того, чтобы все участники образовательного процесса скоординировали и объединили свои действия в организации образовательного, коррекционного и воспитательного процессов.
- Планируем консультации с родителями с целью обеспечения единства и преемственности развития интеллектуальной и речевой компетентности у детей.
В течение года взаимодействие между нами осуществляется и в таких формах как проведение открытых занятий, совместных бесед по подведению итогов коррекционно-развивающей работы, изучении методических новинок, публикациях статей в сборниках.
Представленные формы нашего взаимодействия строятся на следующих принципах:
- Принцип взаимодополнения предполагает взаимопроникновение, сочетание, а не дублирование методов, задач и приёмов работы.
- Принцип целостности и законченностипредполагает использование предоставляемого материала в полном объёме в соответствии с требованиями коррекционного блока адаптированной основной образовательной программы.
- Принцип эффективностиреализуется посредством распределения и выполнения поставленных задач между двумя специалистами, когда максимально и всесторонне достигается общая цель в соответствии со спецификой деятельности специалистов.
- Принцип «сотворчества» и разнообразияпредполагает создание творческой атмосферы с использованием развивающих заданий игрового характера, когда дети непосредственно с удовольствием и с интересом получают и усваивают предлагаемый материал.
Таким образом, согласованность действий учителя-дефектолога и учителя-логопеда позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития. Только в тесном взаимодействии участников педагогического процесса возможно успешное формирование личностной готовности детей с нарушениями развития к школьному обучению, социализации и адаптации их в обществе. Достижение эффективности в коррекционной работе возможно за счет взаимодействия всех участников педагогического процесса и в совместном решении образовательных и коррекционных задач. Таким образом, коррекционно–развивающая работа с детьми предполагает взаимодействие педагогов и носит комплексный характер.
Учитель-логопед Часовитина Л.Л.