Математика в английском (из опыта работы Хвойновой В.В.,

ПДО по английскому языку в первой английской группе, к.п.н.)

                  В нашем дошкольном учреждении проходил педчас, который состоялся 17 ноября 2021г. На этом педчасе я проводила мастер-класс по теме самообразования: «Формирование элементарных математических представлений при обучении английскому языку у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» с промежуточным итогом. Тему я выбрала не случайно. Изучение государственных образовательных стандартов и  учебных программ позволяет выявить растущую значимость технического прогресса и  познавательного интереса к иностранным языкам в дошкольном возрасте.  В нашем исследовании актуальность объединяет три важных направления:

  1. Раннее обучение английскому языку;
  2. Инклюзивное образование, конкретно – обучение и занятия с детьми с нарушением зрения в дошкольном учреждении;
  3. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста как одной из перспективных технических направлений в области науки.

Работу по данной теме я начала в 2019-2020 учебном году, которую я планирую проводить в течение 5 лет и закончить в 2024-2025 учебном году.

            На мастер-классе я использовала приемы и методы, некоторые из которых педагоги могут использовать на своих занятиях по математике. Например:

  1. Count from 0 to 9 and clap your hands (считаем от 0 до 9 и хлопаем в ладоши) – прямой счет;
  2. Count from 9 to 0 and stamp your feet (считаем от 9 до 0 и топаем ногами) – обратный счет.

Можно использовать другие движения: snap your fingers, nod your head, clench your fists и т.п. (щелкаем пальцами, киваем головой, сжимаем кулаки). Во время мастер-класса было показано видео, демонстрирующее прямой счет до 20. Педагоги  выполняли задание с интересом. Считали до 20, ведь большинство из нас изучали английский язык в учебных заведениях.  У меня имеется и видео с обратным порядком, от 20 до 0. Но его я не стала использовать из-за ограничения во времени.

С цифрами можно работать по-разному:

  1. Say, what number is this! (Скажи, какое это число!) – ребенок называет цифру на паровозике (у нас в классе на стене расположены картинки с изображением паровозика и цифрами на нем, каждый вагончик – это очередной десяток).
  2. Point to the number… (покажи цифру…) – ребенок берет указку и показывает цифру на паровозике.
  3. Count by tens (считаем десятками), обязательно выполняем различные движения.
  4. Count from 10 to 19 and clench your fists (считаем от 10 до 19 и сжимаем кулаки), выполняем различные движения; прямой и обратный счет любого десятка.
  5. Игра «Make a number» («Составь число»):

Дети сидят в кругу. Карточки с цифрами от 0 до 9 находятся в центре круга. Говорим считалочку. Ребенок, которому выпало играть, берет две цифры, показывает всем,  какое число у него получилось и называет его. Задание можно усложнить, поменяв цифры местами. Если ребенок не  может назвать число, помогают другие дети. Данную игру на начальном этапе можно упростить, показав только одну цифру и назвав её.

            Интересное задание на педчасе, на мой взгляд, было с использованием картинки грузовика из цветных геометрических фигур:

Мы назвали не только предмет, изображенный на картинке, но и геометрические фигуры их цвет и посчитали, сколько фигур и каких мы видим на картинке.  Для  изучения и запоминание геометрических фигур можно использовать и другие методы и приемы:

  1. Игра: что может быть квадратной (круглой, овальной, треугольной, прямоугольной) формы. Все предметы называются на английском языке. Задание можно усложнить и попросить детей назвать предмет квадратной (круглой, овальной, треугольной, прямоугольной) формы красного (зеленого…) цвета. На начальном этапе игру можно упростить. Дети называют слова по-русски, учитель их называет по-английски. Но с ростом словарного запаса всю игру можно провести на английском языке.
  2. Игра: дети встают в круг плечам к плечу, поворачиваются направо или налево и на спинках соседей пальчиками рисуют геометрические фигуры. То же можно проделывать и с цифрами.
  3. Игра: раскладываем цветные геометрические фигуры по кругу на полу или на ковре, называя их. Встаем в круг напротив каждой фигуры. Звучит музыка, в это время 2-3 фигуры убираем. Дети не спеша бегут по кругу, музыка прекращается. Дети быстро занимают места напротив фигур. Кто не успел, тот выбывает из игры. Кто в последней игре займет место возле фигур, тот выиграл.

На мастер-классе педагоги помогали мне исполнить песню на английском языке с демонстрацией видео:

  1. How many fingers on one hand (3) – сколько пальцев на одной руке

Let’s all count together – давайте вместе посчитаем  

1, 2, 3, 4, 5. (4)

Clap, clap, clap your hands (3) – хлопаем  в ладоши.

Clap your hands with me – хлопаем  в ладоши со мной.

  1. How many fingers on two hands (3) – сколько  пальцев на двух руках

Let’s all count together

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (2)

Clap, clap, clap your hands (3) – хлопаем в ладоши.

Clap your hands with me – хлопаем в ладоши со мной.

  1. How many toes on one foot (3) – сколько пальцев на одной ноге

Let’s all count together  

1, 2, 3, 4, 5. (4)

Stamp, stamp, stamp your feet (3) – топаем ногами.

Stamp your feet with me – топаем ногами со мной.

  1. How many toes on two feet (3) – сколько пальцев на двух ногах

Let’s all count together

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (2)

Stamp, stamp, stamp your feet (3) – топаем  ногами.

Stamp your feet with me – топаем ногами со мной.

Это был самый интересный и увлекательный момент, на мой взгляд, вовремя мастер-класса.

            Продолжая тему о приемах и методах, нужно упомянуть решение примеров и задач на английском языке, которые мы используем на занятиях:

  1. a number plus a number equals 1(2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 , 10) – число плюс число, равняется 1(2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 , 10); дети предлагают варианты ответов, таким образом мы еще и называем состав числа; на рисунках ниже представлены варианты решения примеров;
  2. two minus a number equals zero – два минус число, равняется ноль и т.п.

 

                                                                                                       

Решение задач по-английски можно продемонстрировать следующим образом, например:

  1. One ball and two more balls are three balls (один мяч прибавить ещё два мяча будет три мяча.
  2. Two balls take away one ball is one ball (от двух мячей отнять один мяч останется один мяч); такие задачки мы решаем, занимаясь в пейсах (рабочих тетрадях).

    В завершении моего мастер класса на педчасе было предложено посетить открытое занятие в первой английской группе, которое состоится 2 декабря 2021г. Мои открытые занятия ежегодно посещают педагоги по английскому языку города и республики. Я провожу такие занятия для родителей 1 английской группы и родителей средних групп. Мои занятия посещают  представители города, республики, гости из Российской Федерации, а также зарубежные гости. Однако педагоги из нашего детского сада были на моих занятиях всего 2 раза: в январе и декабре 2001 года, очень давно. Я с удовольствием буду ждать своих коллег на моих занятиях и постараюсь продемонстрировать хороший опыт.