Математика в английском (из опыта работы Хвойновой В.В.,
ПДО по английскому языку в первой английской группе, к.п.н.)
В нашем дошкольном учреждении проходил педчас, который состоялся 17 ноября 2021г. На этом педчасе я проводила мастер-класс по теме самообразования: «Формирование элементарных математических представлений при обучении английскому языку у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения» с промежуточным итогом. Тему я выбрала не случайно. Изучение государственных образовательных стандартов и учебных программ позволяет выявить растущую значимость технического прогресса и познавательного интереса к иностранным языкам в дошкольном возрасте. В нашем исследовании актуальность объединяет три важных направления:
- Раннее обучение английскому языку;
- Инклюзивное образование, конкретно – обучение и занятия с детьми с нарушением зрения в дошкольном учреждении;
- Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста как одной из перспективных технических направлений в области науки.
Работу по данной теме я начала в 2019-2020 учебном году, которую я планирую проводить в течение 5 лет и закончить в 2024-2025 учебном году.
На мастер-классе я использовала приемы и методы, некоторые из которых педагоги могут использовать на своих занятиях по математике. Например:
- Count from 0 to 9 and clap your hands (считаем от 0 до 9 и хлопаем в ладоши) – прямой счет;
- Count from 9 to 0 and stamp your feet (считаем от 9 до 0 и топаем ногами) – обратный счет.
Можно использовать другие движения: snap your fingers, nod your head, clench your fists и т.п. (щелкаем пальцами, киваем головой, сжимаем кулаки). Во время мастер-класса было показано видео, демонстрирующее прямой счет до 20. Педагоги выполняли задание с интересом. Считали до 20, ведь большинство из нас изучали английский язык в учебных заведениях. У меня имеется и видео с обратным порядком, от 20 до 0. Но его я не стала использовать из-за ограничения во времени.
С цифрами можно работать по-разному:
- Say, what number is this! (Скажи, какое это число!) – ребенок называет цифру на паровозике (у нас в классе на стене расположены картинки с изображением паровозика и цифрами на нем, каждый вагончик – это очередной десяток).
- Point to the number… (покажи цифру…) – ребенок берет указку и показывает цифру на паровозике.
- Count by tens (считаем десятками), обязательно выполняем различные движения.
- Count from 10 to 19 and clench your fists (считаем от 10 до 19 и сжимаем кулаки), выполняем различные движения; прямой и обратный счет любого десятка.
- Игра «Make a number» («Составь число»):
Дети сидят в кругу. Карточки с цифрами от 0 до 9 находятся в центре круга. Говорим считалочку. Ребенок, которому выпало играть, берет две цифры, показывает всем, какое число у него получилось и называет его. Задание можно усложнить, поменяв цифры местами. Если ребенок не может назвать число, помогают другие дети. Данную игру на начальном этапе можно упростить, показав только одну цифру и назвав её.
Интересное задание на педчасе, на мой взгляд, было с использованием картинки грузовика из цветных геометрических фигур:
Мы назвали не только предмет, изображенный на картинке, но и геометрические фигуры их цвет и посчитали, сколько фигур и каких мы видим на картинке. Для изучения и запоминание геометрических фигур можно использовать и другие методы и приемы:
- Игра: что может быть квадратной (круглой, овальной, треугольной, прямоугольной) формы. Все предметы называются на английском языке. Задание можно усложнить и попросить детей назвать предмет квадратной (круглой, овальной, треугольной, прямоугольной) формы красного (зеленого…) цвета. На начальном этапе игру можно упростить. Дети называют слова по-русски, учитель их называет по-английски. Но с ростом словарного запаса всю игру можно провести на английском языке.
- Игра: дети встают в круг плечам к плечу, поворачиваются направо или налево и на спинках соседей пальчиками рисуют геометрические фигуры. То же можно проделывать и с цифрами.
- Игра: раскладываем цветные геометрические фигуры по кругу на полу или на ковре, называя их. Встаем в круг напротив каждой фигуры. Звучит музыка, в это время 2-3 фигуры убираем. Дети не спеша бегут по кругу, музыка прекращается. Дети быстро занимают места напротив фигур. Кто не успел, тот выбывает из игры. Кто в последней игре займет место возле фигур, тот выиграл.
На мастер-классе педагоги помогали мне исполнить песню на английском языке с демонстрацией видео:
- How many fingers on one hand (3) – сколько пальцев на одной руке
Let’s all count together – давайте вместе посчитаем
1, 2, 3, 4, 5. (4)
Clap, clap, clap your hands (3) – хлопаем в ладоши.
Clap your hands with me – хлопаем в ладоши со мной.
- How many fingers on two hands (3) – сколько пальцев на двух руках
Let’s all count together
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (2)
Clap, clap, clap your hands (3) – хлопаем в ладоши.
Clap your hands with me – хлопаем в ладоши со мной.
- How many toes on one foot (3) – сколько пальцев на одной ноге
Let’s all count together
1, 2, 3, 4, 5. (4)
Stamp, stamp, stamp your feet (3) – топаем ногами.
Stamp your feet with me – топаем ногами со мной.
- How many toes on two feet (3) – сколько пальцев на двух ногах
Let’s all count together
1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10. (2)
Stamp, stamp, stamp your feet (3) – топаем ногами.
Stamp your feet with me – топаем ногами со мной.
Это был самый интересный и увлекательный момент, на мой взгляд, вовремя мастер-класса.
Продолжая тему о приемах и методах, нужно упомянуть решение примеров и задач на английском языке, которые мы используем на занятиях:
- a number plus a number equals 1(2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 , 10) – число плюс число, равняется 1(2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 , 10); дети предлагают варианты ответов, таким образом мы еще и называем состав числа; на рисунках ниже представлены варианты решения примеров;
- two minus a number equals zero – два минус число, равняется ноль и т.п.
Решение задач по-английски можно продемонстрировать следующим образом, например:
- One ball and two more balls are three balls (один мяч прибавить ещё два мяча будет три мяча.
- Two balls take away one ball is one ball (от двух мячей отнять один мяч останется один мяч); такие задачки мы решаем, занимаясь в пейсах (рабочих тетрадях).
В завершении моего мастер класса на педчасе было предложено посетить открытое занятие в первой английской группе, которое состоится 2 декабря 2021г. Мои открытые занятия ежегодно посещают педагоги по английскому языку города и республики. Я провожу такие занятия для родителей 1 английской группы и родителей средних групп. Мои занятия посещают представители города, республики, гости из Российской Федерации, а также зарубежные гости. Однако педагоги из нашего детского сада были на моих занятиях всего 2 раза: в январе и декабре 2001 года, очень давно. Я с удовольствием буду ждать своих коллег на моих занятиях и постараюсь продемонстрировать хороший опыт.