Зрительное восприятие наглядного материала детьми с патологией зрения протекает своеобразно и имеет ряд особенностей, связанных с нарушением зрения у каждого ребенка.
А именно:
- Дети с глубоким поражения, с более сложными диагнозами затрудняются в выделении характерных признаков предметов и их изображений, не видят второстепенные и мелкие детали.
- У таких детей нарушено целостное восприятие наглядности.
Поэтому использование наглядности приобретает особо важное значение. Это позволяет поддерживать у детей интерес к занятиям, положительно сказывается на качестве усвоения ими знаний, повышается эффективность развития зрительного восприятия.
Нарушение базовых зрительных функций приводит к снижению скорости, полноты и точности восприятия, что обуславливает фрагментарность, искаженность восприятия единичных элементов и групповых композиций, затрудняет установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями.
При работе с детьми с глубокими нарушениями зрения необходимо учитывать зрительный диагноз ребенка. У этих детей, как правило, отмечаются сложные нарушения зрительных функций. Наряду со снижением остроты зрения у некоторых из них сужено поле зрения, нарушено пространственное зрение. Все это затрудняет зрительное восприятие учебного материала. Они нуждаются в соблюдении регламентированной зрительной нагрузки и мероприятиях по охране и рациональному использованию неполноценного зрения во время занятий. Как правило, они подлежат обучению в специальных школах для слабовидящих.
При использовании наглядных пособий для таких детей используются преимущественно красный, желтый, оранжевый и зеленый. При демонстрации картин лучше использовать зеленый фон и контрастные фигуры: на черном хорошо воспринимается слабовидящими белые, оранжевые, розовые, голубые, желтые, красные, зеленые, светло-серые силуэты различных предметов четкого контура. Дидактические игрушки также выступают в качестве моделей и должны отвечать тем же требованиям, т.е. должны быть с четко выраженными основными деталями, характеризующми изображаемый предмет. Игрушки, человек и животные должны передавать все части тела. Для слабовидящих изображения должны иметь высокий контраст (60%-100%)
Требования к пособиям
Соблюдения в изображениях пропорций в соответствии с соотношениями реальных объектов;
Соотношение с реальным цветом объектов и высокий цветовой контраст (80 95%);
Четкое выделение ближнего, среднего и заднего и заднего планов.
Дети лучше различают черные объекты на белом фоне, лучше воспринимают заполненные фигуры, чем контурные.
Величина картинок определяется от возраста и зрительных возможностей с учетом офтальмолога.
Сложный фон сюжетных картинок должен быть свободен от лишних деталей.
Располагать объекты на доске нужно так, чтобы они не сливались в единую линию, а хорошо выделялись по отдельности.
В цветовой гамме желательны желто-красно-оранжевые и зеленые тона. Необходимо помнить, что для детей с нарушением зрения характерна аномалия синего и фиолетового цветов.
При рассматривании картины рекомендуется рассадить детей таким образом:
— в 2-3 ряда, соблюдая окклюзию глаз
— полукругом
— параллельно-справа и слева от воспитателя по одному ряду детей (расх. косоглазие – в центре, сход.- по краям +соблюдение остроты зрения).
Условия эффективности использования наглядности в обучении детей с нарушением зрения:
1 .Демонстрируемая наглядность должна быть размещена таким образом, чтобы каждый ребенок мог ее рассмотреть (т.е., в хорошо освещенном месте, на уровне глаз детей, на контрастном фоне, на достаточном для их зрительного восприятия расстоянии).
- Для обследования (зрительного, зрительно-осязательного) наглядности детям с нарушением зрения должно предоставляться больше времени (примерно вдвое), чем нормально видящим.
- Детям, которые в этом нуждаются, необходимо на занятии или уроке предоставить возможность приблизиться к демонстрируемой наглядности, внимательно рассмотреть ее.
4.В ряде случаев (например, при ознакомлении детей с многоплановыми сюжетными изображениями или с предметами сложной формы) наглядность следует внести в группу, чтобы до занятия дети могли предварительно рассмотреть ее. После окончания занятия наглядность некоторое время может оставаться в группе.
- Педагог должен сопровождать демонстрацию наглядности четким, доступным пониманию детей данного возраста описанием.
Андросова Л.Д.