«ДОШКОЛЁНОК» от 05.02.2016 г.
Номер посвящен подготовке детей к школе.
РУБРИКИ:
— Скоро в школу: как подготовить ребенка, а главное, родителя к школе. Расскажет воспитатель подготовительной группы Лаврентьева Л.А.
— Мама — эксперт советами делится: Зайкова Елена
— Маму поздравляют малыши
Февраль 2016
Сегодня мы в гостях в подготовительной к школе группе «Сказка».
Здесь нас встречают воспитатели: Лаврентьева Лариса Аркадьевна мастер своего дела, педагог высшей квалификационной категории, и огромным стажем работы и Эркинова Саргылана Николаевна, педагог первой квалификационной категории.
Лариса Аркадьевна поделится практическими советами о том, как подготовить ребенка к школе.
Часто родители наших будущих первоклассников считают, что самое главное — научить ребенка читать, писать и считать до поступления в школу. Но не только эти умения определяют мотивационную готовность к школе. Прежде всего- это желание узнать новое, умение включаться в игры с другими детьми, подчинять свои интересы требованиям взрослых, контролировать свое поведение.
Часто бывает так, что читающий, считающий и пишущий ребенок, начиная учиться, постепенно снижает свои успехи. Он не может сосредоточиться на уроке, небрежно выполняет задания, невнимательно слушает учителя, испытывает затруднения при выполнении заданий на логическое мышление.
Все говорит о том, что у малыша недостаточно развиты психические процессы, как логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие, произвольное внимание, память. Поэтому в дошкольном возрасте, гораздо важнее сформировать у ребенка внимательность, умение рассуждать, анализировать и сравнивать предметы и явления, обобщать и выделять существенные признаки предметов, ориентироваться в последовательности событий, связно отвечать на поставленные вопросы, рассуждать и доказывать свои убеждения, развивать познавательную активность. Большое значение в подготовке к школе имеет развитие мелкой моторики и координации движений руки. Развитая мелкая моторика означает сформированность пальцев рук к осуществлению графических и механических операций — рисованию, письму, черчению, лепке, выстриганию, шитью. Важна именно подготовка к письму, а не прямое обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Развитию мелкой моторики успешно способствуют пальчиковые игры, разучите их и проводите. От кончиков пальцев ребенка исходят лучики трудолюбия, умения, радости от своей работы, творчества и интеллекта. Свободная игра, общение со сверстниками развивают мышление, фантазию, эмоциональный мир детей.
В игре дети приобретают навыки социального поведения, а это — важный элемент готовности к обучению и адаптации к окружающему миру. Ребенок, который умеет общаться, понимает других людей и их чувства, уверен в себе, будет учиться хорошо. Очень важно научить ребенка распределять свое время, планировать, что и когда он будет делать. Учите доводить начатое дело до конца! Это очень организует малыша и легко ему дается. Упустив момент, вы рискуете тем, что ваш малыш привыкнет «перескакивать» с одного дела на другое, с одной книги на другу.
- Никогда не оправдывайте свой крик на ребенка, невозможность оказать ему помощь, внимание — занятостью делами по дому, на работе. Он — ваше творенье. Так будьте вместе с ним.
- Уважайте в ребенке индивидуальность.
- Не забывайте хвалить ребенка за маленькие победы!
- Хочется дать еще несколько практических советов родителям, которые хотят помочь своему ребенку полюбить учебу:
1.Нельзя сравнивать ребенка с другими детьми, братьями, сестрами, вашими собственными успехами в его возрасте. Ваш ребенок – уникальная и неповторимая личность.
2.Обязательно хвалите ребенка за то, что ему хорошо удается. Детей вдохновляет успех, положительная оценка окружающих. Если вы поможете ребенку приобрести опыт «постижения успеха», признание его пусть небольших, но самостоятельных побед, то возникшее и крепнущее чувство гордости поможет ему преодолеть любые трудности, страхи и разочарования.
3.Помогайте ребенку преодолевать его слабости. Подумайте вместе, какими способами можно решить проблемы, поиграйте в развивающие игры.
4.Развивайте любовь к чтению. Лучший способ привить любовь к чтению — подать личный пример. Выключайте телевизор и объявите час семейного чтения. Пусть ребенок читает все, что ему интересно. Обсудите прочитанное.Полезно почитать ребенку вслух, но при этом время от времени прерываться и задавать вопросы: «Как ты думаешь, что будет дальше?», «А ты бы как поступил?», « Придумай свой конец рассказа». Если ребенок заинтересовался, предложите самому дочитать сказку, попросите нарисовать картинки для прочитанной книги и обсудите, что они иллюстрируют. Покупайте то, что ребенку интересно, и вы разовьете его интеллект и привьете любовь к чтению.
5.Найдите стиль обучения вашего ребенка. Понаблюдайте за ребенком, и вы заметите, что он в игре, в занятиях больше ориентируется на определенный орган чувств. Некоторые дети более склонны воспринимать мир глазами, через зрительные образы. Другие предпочитают воспринимать мир и его многообразие на слух. Некоторым детям необходимо потрогать, почувствовать предметы, ощутить эмоции, чтобы лучше усвоить знания. Им необходимы образцы, макеты,
палочки. Им надо обязательно чувствовать. Есть дети с пространственным видением, которые легко могут разобрать на части и собрать любую вещь. Они получают удовольствие, складывая разрезные картинки, занимаясь головоломками или оригами, вышивая, собирая модели кораблей. Определив предпочитаемый ребенком способ получения информации, вы можете эффективнее помочь ему в приготовлении домашних заданий и преодолении трудностей, возникающих при обучении.
6.Интересуйтесь проведенным днем. Старайтесь расспрашивать непринужденно, а не строго и навязчиво, не превращайте подобное общение в допрос с пристрастием, будьте разумны в оценке ситуаций, старайтесь вместе разобраться в происходящем. Способность быть внимательным к ответам детей, выслушать, не перебивая и не оценивая, столь же важна, как и умение задавать корректные, доброжелательные вопросы. Позволяя детям высказывать свои суждения дома, вы способствуете снятию эмоциональных переживаний, давая советы,- как бы проигрываете ситуацию дома, позволяя ребенку более уверенно вести себя в саду, школе, тренируете поведение, снижаете риск серьезных конфликтных ситуаций.
7.Научите детей отдыхать! Самый лучший отдых – это новые впечатления, новая обстановка, новые знакомства. Ходите с ребенком в гости, гуляйте в разных уголках города, посещайте спектакли, музеи, соревнования. Даже обычный поход в магазин можно превратить в занимательное путешествие – игру. Пусть ваши дети активно отдыхают, набираясь новых эмоций и впечатлений, которые снимут усталость и обогатят кругозор и общение детей!
8. Свободная игра, общение со сверстниками развивают мышление, фантазию, эмоциональный мир детей. Когда они играют, спорят устанавливают правила и ограничения, учатся договариваться, приходить к общему решению, они на самом деле осваивают многие качества, необходимые для успешной учебы. Они учатся четко задавать вопросы, спрашивать совета и помощи, самим отстаивать точку зрения, убеждать. В игре дети приобретают навыки социального поведения, а это- важный элемент готовности к обучению и адаптации к окружающему миру. Ребенок, который умеет общаться, понимает других людей и их чувства, уверен в себе, будет учиться более успешно.
9.Первые дни, недели, месяцы ребенка в школе требуют ритма и психологической деятельности. Безусловно, ребенку надо помогать и, помогая, в первую очередь формировать отношение к школе и школьным делам, поднимая престиж и повышая познавательную мотивацию. Объясняйте ребенку, что значит для человека много знать, хвалите учителя, отмечайте положительные достижения одноклассников. Во- вторых, необходимо помочь ребенку распределить свое время, не допуская, чтобы приготовление домашних заданий превратилось в пытку, не делая семью филиалом образовательного учреждения.
Конечно, наилучший вариант- когда ребенок все делает сам, но возникновение затруднений – естественно. Помогайте ребенку только в том, что действительно получается у него плохо, как бы он ни старался. Покажите, как справиться с трудностями, и позвольте преодолеть их самостоятельно. Только такая форма помощи будет эффективна, позволит почувствовать радость успеха и будет способствовать, автоматизации необходимого навыка.
И конечно же игры и упражнения направленные на подготовку к школе.
Мы советуем вам выбрать 20-30 минут несколько раз в неделю, лучше в одно и то же время. Постепенно ребенок привыкнет к мини-урокам, у него разовьется чувство ответственности, усидчивость, сосредоточенность, познавательный интерес, а это очень важно для будущих первоклассников. Поиграть с ребенком можно на прогулке, по дороге в садик и при этом не забывайте хвалить ребенка за его старания!
Игры на восприятие формы: «Найди форму», «Назови предметы такой формы….», «Дорисуй фигуру», «На что похоже?»
Игры на развитие памяти: «10 слов», «Что пропало?», «Что нового появилось?», «Расскажи стих по символам», «Повтори группу слов», «Кто во что одет».
Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия: «Поймай звук», «Назови место звука в словах», «Придумай слова на заданный звук», «Запомни и повтори», «Повтори цепочку слогов», «Кто позвал?», «Чистоговорки и скороговорки», «Перескажи сказку», «Прослушай музыку и нарисуй музыкальную иллюстрацию».
Упражнения на развитие логического мышления:
«Послушай, повтори и объясни разницу в словах», «Что перепутал художник», «Парные противоположности», «Найди отличия», «Продолжи ряд», «Незаконченное предложение», «Сравни предмет и явления».
Игры на развитие мелкой моторики и координации руки:
«Пальчиковые игры», «Мозаика», «Сортировка мелких предметов», «Раскраски», «Штриховка», «Вырезайки», «Скульпторы и портные», «Очумелые ручки».
Игровые упражнения , требующие элементарных знаний по математике:
«Игры на счет», «Игры на сравнение по длине, ширине, высоте», «Игры на различение предметов по форме», «Игры на определение местоположения предмета по отношению к себе и другим предметам»,
Пусть ученье не станет для вас мученьем, а превратится в радостный и приятный процесс познания и развития. Удачи всем!
Рекомендации родителям будущих первоклассников
- Помните, что Вы выбираете школу не для себя, а для ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
- Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами
- Выясните по какой программе будет учиться Ваш ребенок, какая будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия)
- Узнайте, когда начинаются занятия и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак – не придется ли слишком рано вставать утром. При необходимости смените режим дня за месяц до школы.
- Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей Вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть особенности Вашего ребенка (и захочет ли)
- Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если планируете какие либо дополнительные занятия
- Подготовьте место для занятий ребенка дома
- Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами
- Помните, что адаптация в школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто – то из взрослых будет рядом с ребенком
- Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех надежд. Помните: ему очень нужна ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Тест для родителей «Готовы ли Вы отдать своего ребенка в школу»?
1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей.
2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей.
3. На мой взгляд, четыре урока – непомерная нагрузка для маленького ребенка.
4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей.
5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница – его собственная мама.
6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать.
7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить.
8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна.
9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек.
10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью.
11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка.
12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка.
13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников.
14. Боюсь, что учительница не имеет возможности точно оценить успехи каждого ребенка.
15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!».
Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1/ |
2/ |
3/ |
4/ |
5/ |
6/ |
7/ |
8/ |
9/ |
10/ |
11/ |
12/ |
13/ |
14/ |
15/ |
|
|
|
|
Всего: |
А теперь подсчитайте, сколько крестиков оказалось в каждом столбце и какова общая сумма.
Если общий показатель принимает значение
- до 4 баллов – это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября – по крайнем мере, Вы сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка;
- 5–10 баллов – лучше подготовиться к возможным трудностям заранее;
- 10 баллов и больше – было бы неплохо посоветоваться с детским психологом.
А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика.
1 – необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику.
2 – нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми.
3 – предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями.
4 – есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры.
5 – ребенок слишком привязан к матери, может быть стоит отдать его в малочисленный класс или вообще отложить школу на год. В любом случае полезно поиграть в школу.
В рубрике «Мама — эксперт» о занятиях дома рассказывает Людмила Зайкова, мама Ксюши из подготовительной группы «Сказка»
Мы с дочкой любим заниматься дома чем-нибудь вместе. Чем старше она становится, тем интереснее можно провести время. Сначала мы открыли для себя методички «Школа семи гномов», «Кубики Чаплыгина», которые нам подарили. Несколько занятий показали, что нам это не подходит – мама недостаточно усидчивая. И все же такие занятия нас объединяли.
Потом мы пробовали ходить на дополнительные занятия и вместе делать домашнюю работу. Если есть такая возможность – это нужно сделать! В таком случае педагоги строят определенную программу, а родителю остается поддержать ребенка дома. Я выяснила, что для домашней работы нужно выделять время. Не делать этого во время готовки, уборки или просмотра фильма. В противном случае, можно и поссориться с любимым чадом.
Сейчас я поставила себе задачу не научить читать, писать или складывать – проводить время вместе. Мы наблюдали вместе за ростом посаженных совместно цветов, делали вместе открытки, вышивали, слушали классическую музыку. Купили недорогие игры «Мемо», «Первая викторина», «Сочинялкин», и вместе играем в них. Стали одалживать и другие настольные игры. Это оказалось гораздо интереснее и полезнее игр в куклы!
Сегодня мы полчаса-час в день обязательно проводим вместе. Это объединяет нас как семью, помогает ребенку развиваться и почувствовать, что он самый любимый, и что у него самые лучшие родители на свете.
Зайкова Людмила,
Мама Зайковой Ксюши, группа «Сказка».
Номер подготовили:
Миронова В.Н. — ответственный редактор
Матвеева Н.Н. — главный редактор, корреспондент.
Жиркова О.С. — корреспондент