Рекомендации тифлопедагога

         Цели деятельности образовательного учреждения по реализации программы дошкольного образования в РФ: разностороннее развитие детей с нарушением зрения по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому художественно-эстетическому с учётом особых образовательных потребностей.

         Реализация же основной общеобразовательной программы  нашего специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения предполагает решение ряда задач:

— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с нарушением зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;

— подготовить дошкольника со зрительной патологией к жизни в современном обществе, к обучению в школе;

—  обеспечить безопасность жизнедеятельности;

— развивать у детей познавательные интересы, интеллект; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении.

         Эти задачи решаются педагогами и медицинским персоналом. Основные направления их работы с детьми:

—  учебно-воспитательная;

—  коррекционно-компенсаторная;

—  лечебно-профилактическая работы.

         Учебно-воспитательная работа проводится с такой же основной целью, как и в обычном дошкольном учреждении: формирование всесторонне развитого ребёнка, его подготовка к школе, но имеет целый ряд особенностей.

         Лечебно-профилактическая работа имеет своей целью развитие и охрану остаточного зрения, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение зрительных функций. Этой частью работы ежедневно занимается медсёстра-ортоптистка во главе с врачом офтальмологом.

      Коррекционно-компенсаторная работа имеет двойную направленность:

формирование у дошкольников с патологией зрения компенсаторных способов познавательной и трудовой деятельности;

коррекция и предупреждение вторичных отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка, обусловленные первичным отклонением – патологией зрения.

         То есть, кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского сада направлена на коррекцию отклонений в развитии детей, их оздоровление, восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего – слуха, осязания, обоняния,   мелкой   моторики,    мобильности   и   ориентировке   в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.

         Проводится   работа   по   охране   и   развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей.

         Рассмотрим подробнее, каковы особенности организации коррекционных занятий, проводимых учителем-дефектологом, тифлопедагогом.

         Одним из первых направления данной работы является развитие зрительных функций, формирование знаний, умений, навыков зрительного восприятия окружающего, восприятия других модальностей,   полисенсорного  восприятия. В этом направлении рассматриваются все вопросы, связанные со зрительным восприятием:

—  цветовосприятие; эталоны цвета;

—  формовосприятие; эталоны формы /плоские и объёмные/;

—   восприятие величины;

а так же:

—  восприятие взаимного расположения предметов в пространстве;

—  восприятие глубины, удалённости объекта;

— восприятие направления, в котором находится объект по отношению к наблюдателю.

         Важными являются и такие направления, как развитие мелкой моторики рук, сохранных анализаторов и зрительной памяти.

    Следующим, близким к первому, направлением коррекционной работы является формирование предметных представлений и обучение способам обследования предметов и явлений окружающего мира, а также вопросы обучения способам восприятия сюжетных изображений.

         Ещё одно направление коррекционной работы – обучение  детей способам ориентировки на плоскости и в пространстве. В процессе практических действий в большом пространстве будет целесообразно проводить коррекцию отставаний в координации и общей моторике движений.

         Важным направлением коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения являются вопросы социально-бытовой ориентировки и коммуникативная деятельность дошкольников.

          Не менее важным является коррекция некоторых сторон эмоционально-волевой сферы ребёнка, развитие его эмоциональной сферы.

         Развитие эмоциональной сферы включает в себя:

—   распознавание эмоций по различным экспрессивным признакам;

—   анализ конкретных причин и ситуаций, вызывающих  определённое

эмоциональное отношение;

—   формирование эмоциональных эталонов;

—    развитие словаря эмоций;

—    организация эмоционального опыта детей.

         И последним немаловажным направлением коррекционно-компенсаторным направлением работы является формирование элементарных знаний о зрительном анализаторе, правилах охраны зрения. Это вопросы:

—   о строении глаза;

—   о зрительных возможностях каждого ребёнка;

—   правила охраны зрения (поза, свет, расстояние до книжки и др.);

—   разучивание основных комплексов гимнастики для глаз;

—   знакомство с очками (их виды, для чего служат, правила пользования и ухода за ними);

— «помощники глаз» (очки, лупы, контактные линзы, специальные аппараты).

         Что же посоветовать родителям по вопросу создания дома условий для укрепления зрения детей и закрепления результатов коррекционных занятий?

Рекомендации родителям:

 Старайтесь придерживаться в выходные дни режима детского сада.

Ознакомьтесь с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка и правилами ношения очков, окклюдера.

Следите за тем, чтобы в доме была хорошая освещённость, и ребёнок пользовался удобной детской мебелью.

Зрительная нагрузка (просмотр телепередач, рисование, рассматривание и чтение книг и т.п.), если она длительная во времени дольше 15-20 минут, должна чередоваться с гимнастикой для глаз, упражнениями на расслабление, подвижными играми, не требующими зрительного напряжения.

Используемый материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Иллюстрации, рисунки должны изображать объекты максимально приближенные к реальности, имеющие четкую форму, контрастный колорит и соответствовать естественным размерам,  т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью.

Чаще проводите с ребёнком экскурсии в природу, поездки к морю, в горы, лес, во время которых знакомить его с окружающим миром, его объектами и явлениями.

Планируемое с ребёнком общение: упражнение, экскурсия, игра, занятие и т.п. должны иметь высокую активность и быть интересны для ребёнка.

Говорить с детьми с глубокими нарушениями зрения нужно более медленно, вопросы задавать чётко, коротко, конкретно. Следует дать какое-то время на обдумывание(1-2 минуты). Если ребёнок не может сразу ответить на вопрос, то необходимо дать дополнительные объяснения и затем повторно задать вопрос и дождаться ответа.

Во время знакомства с новыми объектами следует учитывать их размер, цвет, форму. Расскажите о том, зачем нужен этот объект и, как устроен, покажите основные его части, составляющие. При самостоятельном обследовании ребёнком объекта, или совместном (ребёнок + родитель) следует помнить, что детям с нарушение зрения нужно больше времени, чем зрячим, для зрительного восприятия, обдумывания задания и повторного рассмотрения.

Исследованиями в тифлопедагогике доказана зависимость протекания компенсаторных процессов у детей с нарушениями зрения, от уровня их активности и самостоятельности. Поэтому совместную деятельность следует родителям строить так, чтобы ребёнок был максимально активен. Иногда ребёнок может быть ведущим в этой деятельности и всегда — предельно самостоятельным.

Федотова А.И. Учитель-дефектолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

11 − шесть =