Рекомендации тифлопедагога
Цели деятельности образовательного учреждения по реализации программы дошкольного образования в РФ: разностороннее развитие детей с нарушением зрения по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому художественно-эстетическому с учётом особых образовательных потребностей.
Реализация же основной общеобразовательной программы нашего специализированного дошкольного образовательного учреждения для детей с нарушением зрения предполагает решение ряда задач:
— сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей с нарушением зрения в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
— подготовить дошкольника со зрительной патологией к жизни в современном обществе, к обучению в школе;
— обеспечить безопасность жизнедеятельности;
— развивать у детей познавательные интересы, интеллект; формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворять потребности детей в самовыражении.
Эти задачи решаются педагогами и медицинским персоналом. Основные направления их работы с детьми:
— учебно-воспитательная;
— коррекционно-компенсаторная;
— лечебно-профилактическая работы.
Учебно-воспитательная работа проводится с такой же основной целью, как и в обычном дошкольном учреждении: формирование всесторонне развитого ребёнка, его подготовка к школе, но имеет целый ряд особенностей.
Лечебно-профилактическая работа имеет своей целью развитие и охрану остаточного зрения, проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, направленных на улучшение зрительных функций. Этой частью работы ежедневно занимается медсёстра-ортоптистка во главе с врачом офтальмологом.
Коррекционно-компенсаторная работа имеет двойную направленность:
формирование у дошкольников с патологией зрения компенсаторных способов познавательной и трудовой деятельности;
коррекция и предупреждение вторичных отклонений в физическом и психическом развитии ребёнка, обусловленные первичным отклонением – патологией зрения.
То есть, кроме обычных образовательно-воспитательных задач, работа детского сада направлена на коррекцию отклонений в развитии детей, их оздоровление, восстановление остаточных функций зрения. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего – слуха, осязания, обоняния, мелкой моторики, мобильности и ориентировке в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.
Проводится работа по охране и развитию остаточного зрения, коррекции познавательной, личностной и двигательной сферы детей.
Рассмотрим подробнее, каковы особенности организации коррекционных занятий, проводимых учителем-дефектологом, тифлопедагогом.
Одним из первых направления данной работы является развитие зрительных функций, формирование знаний, умений, навыков зрительного восприятия окружающего, восприятия других модальностей, полисенсорного восприятия. В этом направлении рассматриваются все вопросы, связанные со зрительным восприятием:
— цветовосприятие; эталоны цвета;
— формовосприятие; эталоны формы /плоские и объёмные/;
— восприятие величины;
а так же:
— восприятие взаимного расположения предметов в пространстве;
— восприятие глубины, удалённости объекта;
— восприятие направления, в котором находится объект по отношению к наблюдателю.
Важными являются и такие направления, как развитие мелкой моторики рук, сохранных анализаторов и зрительной памяти.
Следующим, близким к первому, направлением коррекционной работы является формирование предметных представлений и обучение способам обследования предметов и явлений окружающего мира, а также вопросы обучения способам восприятия сюжетных изображений.
Ещё одно направление коррекционной работы – обучение детей способам ориентировки на плоскости и в пространстве. В процессе практических действий в большом пространстве будет целесообразно проводить коррекцию отставаний в координации и общей моторике движений.
Важным направлением коррекционной работы с детьми с нарушениями зрения являются вопросы социально-бытовой ориентировки и коммуникативная деятельность дошкольников.
Не менее важным является коррекция некоторых сторон эмоционально-волевой сферы ребёнка, развитие его эмоциональной сферы.
Развитие эмоциональной сферы включает в себя:
— распознавание эмоций по различным экспрессивным признакам;
— анализ конкретных причин и ситуаций, вызывающих определённое
эмоциональное отношение;
— формирование эмоциональных эталонов;
— развитие словаря эмоций;
— организация эмоционального опыта детей.
И последним немаловажным направлением коррекционно-компенсаторным направлением работы является формирование элементарных знаний о зрительном анализаторе, правилах охраны зрения. Это вопросы:
— о строении глаза;
— о зрительных возможностях каждого ребёнка;
— правила охраны зрения (поза, свет, расстояние до книжки и др.);
— разучивание основных комплексов гимнастики для глаз;
— знакомство с очками (их виды, для чего служат, правила пользования и ухода за ними);
— «помощники глаз» (очки, лупы, контактные линзы, специальные аппараты).
Что же посоветовать родителям по вопросу создания дома условий для укрепления зрения детей и закрепления результатов коррекционных занятий?
Рекомендации родителям:
Старайтесь придерживаться в выходные дни режима детского сада.
Ознакомьтесь с заключением врача-офтальмолога о состоянии зрения ребенка и правилами ношения очков, окклюдера.
Следите за тем, чтобы в доме была хорошая освещённость, и ребёнок пользовался удобной детской мебелью.
Зрительная нагрузка (просмотр телепередач, рисование, рассматривание и чтение книг и т.п.), если она длительная во времени дольше 15-20 минут, должна чередоваться с гимнастикой для глаз, упражнениями на расслабление, подвижными играми, не требующими зрительного напряжения.
Используемый материал должен быть крупный, хорошо видимый по цвету, контуру, силуэту. Иллюстрации, рисунки должны изображать объекты максимально приближенные к реальности, имеющие четкую форму, контрастный колорит и соответствовать естественным размерам, т.е. машина должна быть меньше дома, помидор — меньше кочана капусты и т. п. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью.
Чаще проводите с ребёнком экскурсии в природу, поездки к морю, в горы, лес, во время которых знакомить его с окружающим миром, его объектами и явлениями.
Планируемое с ребёнком общение: упражнение, экскурсия, игра, занятие и т.п. должны иметь высокую активность и быть интересны для ребёнка.
Говорить с детьми с глубокими нарушениями зрения нужно более медленно, вопросы задавать чётко, коротко, конкретно. Следует дать какое-то время на обдумывание(1-2 минуты). Если ребёнок не может сразу ответить на вопрос, то необходимо дать дополнительные объяснения и затем повторно задать вопрос и дождаться ответа.
Во время знакомства с новыми объектами следует учитывать их размер, цвет, форму. Расскажите о том, зачем нужен этот объект и, как устроен, покажите основные его части, составляющие. При самостоятельном обследовании ребёнком объекта, или совместном (ребёнок + родитель) следует помнить, что детям с нарушение зрения нужно больше времени, чем зрячим, для зрительного восприятия, обдумывания задания и повторного рассмотрения.
Исследованиями в тифлопедагогике доказана зависимость протекания компенсаторных процессов у детей с нарушениями зрения, от уровня их активности и самостоятельности. Поэтому совместную деятельность следует родителям строить так, чтобы ребёнок был максимально активен. Иногда ребёнок может быть ведущим в этой деятельности и всегда — предельно самостоятельным.
Федотова А.И. Учитель-дефектолог