Зрение представляет собой сложную форму отражения окружающего мира. Нарушение зрения – бедность в получении информации и трудности в регуляции поведения в социуме.

Виды зрительных нарушений:

1. Косоглазие характеризуется отклонением одного из глаз от общей точки фиксации. Бывает содружественное и паралитическое. Содружественное косоглазие может быть постоянным или переменным, сходящимся (глаз отклоняется к носу) и расходящимся (глаз отклоняется к виску), одностороннее (отклоняется только один глаз), альтернирующее (косит то один глаз, то другой).

2. Нистагм представляет собой самопроизвольные колебательные движения глазных яблок (дрожание глаз).

3. Миопия (близорукость) – изображение перед сетчаткой, вдаль не видит. Ребенок быстро утомляется. Часто связана с расходящимся косоглазием. Необходимо следить, чтобы ребенок близко не подносил предмет или картинку. Чем ближе смотрит, тем больше близорукость.

4. Гиперметропия (дальнозоркость). Детям тяжело работать вблизи, не любят рисовать, работать с мелкими деталями. Сочетается со сходящимся косоглазием.

5. Астигматизм (расплывчатое зрение) – заболевание, при котором изображение по вертикали и горизонтали фокусируется в разные части на сетчатке.

6. Афакия – удаленный хрусталик. Для работы требуется двое очков – для работы вблизи и вдали.

7. Дистрофия сетчатки – это патологическое изменение сетчатки, при котором происходят нарушения всех функций зрения.

8. Атрофия зрительного нерва – заболевание, характеризующееся нарушениями связи между сетчаткой глаза и зрительными центрами. При АЗН наступают различные расстройства зрительных функций, вплоть до полной слепоты. При таком заболевании дети часто и быстро утомляются.

9. Альбинизм – врожденная аномалия органов зрения, характеризующаяся отсутствием пигментации. При альбинизме снижается острота зрения, наблюдается светобоязнь (нельзя сажать близко к свету).

10. Амблиопия – снижение зрения без видимых анатомических, органических изменений глаза. Нарушается зрительная фиксация прослеживающей функции глаза. Амблиопия часто сопровождается косоглазием.

Основные функции зрения:

1. Центральное или форменное зрение, острота (видит четко, ясно, со всеми деталями).

2. Цветоразличение.

3. Светоощущение (способность различать, анализировать насыщенность цвета).

4. Периферическое зрение, поле зрения.

5. Бинокулярное зрение – видение двумя глазами одновременно.

Рекомендации тифлопедагога:

Педагогам и родителям нужно знать о том, что зрительная патология не влияет на познавательные способности ребенка. Усложняется лишь восприятие окружающего мира. Восприятие у слабовидящих детей замедленное, фрагментарное, полнота обозрения нарушена, снижена наблюдательность. Поэтому необходимо, чтобы пособия находились в поле зрения детей более длительное время. Если у ребенка нистагм, то увеличиваем время на рассмотрение объекта. При катаракте педагог работает только вблизи источника света.

Если у ребенка близорукость, то у него трудно изменяется рефракция, поэтому работаем только вблизи пособия, при дальнозоркости работаем на доске.

     Рабочая плоскость для детей со сходящимся косоглазием должна быть вертикальная – обязательно применение подставок. Для детей с расходящимся косоглазием – горизонтальная рабочая плоскость.

     Большое значение в организации занятий имеют наглядные пособия. При работе со слабовидящими детьми они должны быть более крупные, яркие, передающие признаки реальных предметов.

Изображения на картинках должны быть выполнены в четких контурах, без лишних деталей, доступны восприятию слабовидящего ребенка. Предметы или изображения должны находиться перед ребенком в статичном состоянии на уровне глаз ребенка. Предметы и картинки с блестящей поверхностью исключаются полностью.

Демонстрация наглядных пособий сопровождается четкими, ясными и конкретными пояснениями, которые позволяют детям понимать, выделять конкретные визуальные признаки предметов окружающего мира.     

По рекомендации врача-офтальмолога при изготовлении пособий необходимо использовать определенную цветовую гамму: красный, оранжевый, желтый, зеленый цвета. Эта цветовая гамма более благотворно воздействует на сетчатку глаза.

         При проведении всех видов занятий обязательно использовать упражнения на снятие мышечного напряжения и зрительного утомления. Для этого необходимо использовать различные ориентиры: цветные колпачки, флажки, шарики, колокольчики. Это дает возможность детям выполнять глазодвигательные действия за конкретными предметами, не напрягая зрение.

Проведение физкультминуток в таких вариантах позволяет снять зрительное напряжение и в целом повышает работоспособность детей. Таким образом, организуется подвижность зрительных функций у слабовидящих и преодоление их нарушений у детей с патологией зрения.

 

Избегайте того, чтобы…

 

— источники света слепили глаза или были слишком резки;

— поверхности, особенно дверей, были стеклянными. Там, где такая поверхность существует, обозначьте её контрастной полосой;

— оставались загромождающие пространство предметы, особенно в зонах движения детей;

— в местах передвижения детей попадались грубо обработанные поверхности и острые края, так как они могут стать причиной травмы;

— двери, окна были полуоткрыты – в таком положении они могут представлять угрозу для слабовидящих детей;

— хрупкие предметы стояли свободно в комнатах и на улице, особенно вблизи входов и выходов.

 Тифлопедагог -Андросова Л.Д.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

2 × 1 =