Научить ребенка с нарушением зрения играть в разнообразные игры – ценный подарок, который могут подарить взрослые детям.
Играя дома или на улице с детьми, можно решить сразу несколько задач – развитие зрительного восприятия, мышления, воображения, памяти, преодоление невербального общения. Ведь именно такие вторичные отклонения присущи детям, имеющие различные нарушения зрения.
На празднике или на отдыхе взрослые должны организовать игру сами, и быть непосредственными ее участниками, тем самым вызвав интерес к ней у ребенка, поэтому в игру необходимо включение какого-нибудь интересного сюжета.
Игра «Наполни корзину»
Игра развивает внимание, наблюдательность, развивает память, формирует быстро ориентироваться в пространстве, закрепляет у детей классификацию (названия) предметов по той теме, которую взяли за основу игры.
В игре участвуют две группы от 4-7 человек.
В зависимости от возраста можно разнообразить материал.
Это могут быть различные муляжи:
Осенью овощи, фрукты, грибы, листья
Зимой снежинки, льдинки, снежки – на выбор,
Весной, летом – цветы.
Количество предметов соответствует количеству игроков в каждой группе. Участники становятся в два ряда друг напротив друга на расстоянии 10 метров. Каждому из них присваивается номер или название цветка, или овоща и т.д. Такие же названия должны быть присвоены и участникам из противоположной команды. Ведущий ставит между командами предмет, называет определенный номер (цветок, фрукт, цвет и т.д.). Игроки с названными номерами (названиями) бегут к предмету. Тот, кому удается схватить первым предмет и принести его в корзину своей команды, зарабатывает один балл. Игра заканчивается тогда, когда все предметы собраны в корзины. Выигрывает команда, набравшая большее количество баллов.
Игра «Нужные и не нужные предметы» для детей 6-7 лет.
Игра развивает память детей, умение внимательно слушать, сконцентрироваться на поставленном вопросе, обогащает словарный запас, учит преодолевать невербальное общение.
Игру можно проводить как подгруппой от 3-4 человека, так и командою.
В ходе игры нужно вспомнить вещи, которые начинаются на одну и ту же букву, например «а». Каждый участник называет какую-нибудь полезную или бесполезную вещь (зависит от поставленной задачи), название которой начинается на условленную букву, со слов:
Вариант 1. «Зайцу не нужно…..» (персонаж, которому предлагается что-то нужное или ненужное тоже может изменяться).
Вариант 2. «Кукле Маше нужно…
Участник, который не смог придумать новое слово, выходит из игры. Выигрывает тот, кто придумает больше разных слов.
Конкурс «Метание мешочков, снежков, шишек»
Игра развивает глазомер, полезна детям со сходящимся косоглазием,
Вариант 1. Участники бросают предмет, причем каждый должен забросить в свою корзину три предмета. При этом ведущий может дать каждому игроку определенное количество предметов, благодаря чему ребенок может посчитать, сколько предметов он бросил мимо корзины.
Корзину можно заменить обручем или мишенью, которую рисуют на земле.
Игра «Неваляшка»
Участники располагаются в тесном кругу, держа друг друга за руки. Ведущий шепчет на ухо каждому из них название какого-нибудь животного или предмета (на выбор) и затем начинает перечислять все названия вслух. Когда участник игры слышит «свое» название, он старается как можно скорее присесть, а его соседи пытаются ему помешать.
Игра «Займи место».
Количество игроков от 6 человек
Игра закрепляет знание предметов, объединенных одной группой, развивает внимание, наблюдательность, быстроту реакции. Формирует умение быстро ориентироваться в пространстве.
Один участник без «названия» стоит в середине круга. До начала игры все игроки договариваются, какую группу предметов они будут представлять, напр.мебель, птицы, животные и т.д. Круг мысленно делится на две части. Каждому игроку одной части присваивается определенный «предмет». Такие же названия должны быть присвоены и участникам из второй части круга. Стоящий в середине игрок называет один из предметов выбранной категории. Если названный предмет имеет место, то игроки, имеющие это название быстро меняются местами, а участник без «названия», старается занять место одного из них.
Выполнила тифлопедагог Жукова О.Ю.