В детском саду вот несколько лет провожу кружок «Волшебный звук хомуса» с детьми старшей и подготовительной группы. Прежде чем набрать набор детей надо согласоваться с родителями, у детей должен быть, свой индивидуальный хомус. С детьми занимаюсь в неделю два раза.
В первоначально детей знакомлю об истории якутского национального музыкального инструмента хомус, о мастерах-изготовителях хомуса, рассматриваем хомус его устройство и разновидности (деревянный, хомус с двумя язычками, хомус традиционный), дать возможность послушать звучания хомуса, делаем гимнастику для рук, координация движения рук, органов речи, дыхания. Дыхание при игре на хомусе, удары и их разновидности, приемы игры на хомусе. В начальной стадии обучения игры на хомусе используются традиционные народные мелодии-куплеты (Биэ-биэ-биэ, һыт-тыа, хороводный танец оһуохай и др.)
Как держать хомус?
Локоть левой руки, держащей инструмент, расположен — под углом 45 градусов (не прижимайте локоть к себе и не поднимайте слишком высоко к плечам). Указательным пальцем другой руки ударьте по язычку. Направление ударов – против часовой стрелки, прямо к себе. Это основной вид ударов, существуют еще обратные и переменные удары. Последние рекомендованы при быстром темпе игры. Чтобы усилить звук, сомкните губы так, чтобы они обхватывали корпус хомуса, но не мешали колебанию язычка.
- Нельзя слишком сильно прижимать длинную основу, вы зажимаете язычок и извлекать нормальные звуки не можете.
- Неверно прижимать хомус к зубам под углом, его надо держать прямо (такая ошибка возможна при неправильного прикуса и неравных зубов).
- Ударить по язычку нужно по направлению к себе, а не снизу вверх или слева на право (хомус может сломаться или трескучие звуки).
- Губы должны чуть — чуть прикрывать хомус. Если они открыты, звук получается тихий, сжаты — вы рискуете пораниться.
Как дышать?
Звучание хомуса удлинится, если осторожно и спокойно вдыхать воздух в себя. Во время самого удара можно вдыхать два, три и более раз. Применяя такое дыхание, можно менять силу и время звучания. Сила и скорость выдыхания должны совмещать с колебаниями язычка. Дышать плавно, резкий вдох может провести к остановке язычка. При быстрой игре необходимо использовать дыхание с помощью мышц брюшного пресса, диафрагмы.
Таким образом, любой заинтересованный ребенок может продолжить свое обучение на хомусе в рамках дополнительного образования. Музыка хомуса, переданная нам предками, способствует сохранению традиций народа Саха. Приобщая детей к культурному наследию, мы воспитываем в них чувство патриотизма, любовь к своей Родине, знакомим с культурой своего народа.
Бускарова Мария Даниловна, педагог саха тыла