ВОСПИТАТЕЛИ ГРУППЫ:
Жиркова Оксана Сергеевна. первая категория
Андросова Любовь Даниловна. высшая категория. «Отличник образования РС(Я)»
Тема по самообразованию: «Использование приемов нетрадиционной техники в рисовании с детьми с нарушением зрения»
Изобразительная деятельность является одной из важных разделов в работе с детьми с нарушением зрения, потому что связана с восприятием окружающего мира. Рисование – одно из самых любимых занятий детей. В изодеятельности у ребенка развивается мышление, восприятие, моторика, ребенок развивается эмоционально и творчески. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждения, что это направление развития ему недоступно, а ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрыться как личность.
Неполноценное зрение накладывает отпечаток на формирование у детей познавательных процессов. У детей отмечается слабая координация движений. Недостаточно развиты мышцы рук, слабый зрительный контроль за своим действием. Такие дети с трудом овладевают техникой рисования. Нарушение зрительного восприятия имеет большое влияние на формирование представлений, памяти и мышлений у детей. А рисование облегчает процесс восприятия и деятельности, особенно необходимо детям с патологией. Изобразительная деятельность имеет важное значение не только для всестороннего развития и воспитания детей с нарушением зрения, но и служит средством коррекции и компенсации зрительной недостаточности. Нетрадиционное рисование вполне доступно для детей Помогает произвести свойства материалов, учит исследовать, развивает тактильные ощущения. Иногда это чувственное восприятие, например, ощущения скользкой, холодной краски на пальцах. В другой раз это загадка смешивания цветов удивления от того, как из случайной капли краски возникают реалистичные картины. Такое рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Также рекомендуется использовать на занятиях по изобразительной деятельности музыкальное сопровождение, что способствует созданию ребенком выразительного художественного образа.
Планируя свою работу, мы учитываем индивидуальные и психологические особенности детей. А работа по нетрадиционному рисованию подразумевает групповую работу, потому что используется очень много атрибутов, материалов. Поэтому очень удобно это совмещать в коллективных работах. Во время выполнения коллективных работ к задачам и умением по изобразительной деятельности еще и прибавляются задачи нравственно-эстетического воспитания.
Вырабатываются следующие умения: работать вместе, договариваться о совместной работе, ее содержании и уступать друг другу; радоваться успехам своим и товарищей при создании работы, учатся общаться общаться друг с другом и со взрослыми.
Для развития творчества и систематизации знаний детей поставили перед собой следующие задачи:
- Развивать у детей эстетические чувства формы, цвета, ритма, композиции, пропорции.
- Учить детей видеть и понимать прекрасное в жизни и в искусстве.
- Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
- Формировать у детей знания, умения и навыки в области изобразительной деятельности, развивать у них творческую активность, желание рисовать
- Воспитывать у детей умение работать индивидуально и создавать коллективные композиции, развивать эмоционально-положительные эмоции на предложение нарисовать.
- Корректировать их восприятие окружающего мира, развивать тактильные ощущения, развивать воображение и творческие способности детей.
Видя ее нетрадиционность, рациональность, доступность, будущую ценность для работы с детьми с нарушением зрения, мы решили использовать наиболее интересные, развивающие творчество детей занятия, совмещая с программой воспитания в детском саду.
Техника: «пальчики-палитра».
Материал: бумага белая, цветная, гуашь, тряпочка.
Тема: «Ягоды», «Капельки дождя», «Вагончики», «Красивый коврик», «Падает снег», «Снежные комочки: большие и маленькие», «Елочки в лесу», «На елочке зажглись огоньки», «Рассыпались мамины бусы», «Солнышко», «Шарики», «Травка», «Цветы».
Техника: оттиск поролоном, оттиск печатками из различных материалов, рисунки из ладошки.
Материал: бумага белая, цветная, обои, гуашь, печатки (овощи, готовые формы из пробки, поролон), тычки.
Тема: «Грибы», «Осеннее дерево», «Цыплята», «Ежики», «Платье для куклы», «Украшение дымковских игрушек», «Смешной снеговик», «Рыбы», «Украсим шарфик, варежки», «Клоуны», «Шары», «Подарим маме цветы», «Пчелы», «Жуки», «Бабочки».
Техника: рисование пальцами, рисунки из ладошки, тычок жесткой полусухой кистью, оттиск печатками, монотипия пейзажная, монотипия предметная.
Материал: бумага белая, гуашь, акварель, свечка, силуэты дымковских игрушек, трафареты, обои, поролоновый тампон.
Тема: «Ветка с осенними листьями», «Грибы», «Золотая осень», «Забавная игрушка», «Первый снег», «Дымковская фантазия», «Волшебные превращения», «Елочка нарядная», «Зайцы на поляне», «Веселые человечки», «Деревья в инее», «Обои в моей комнате», «Снегири», «Открытка для мамы», «Узоры в полосе, квадрате», «Ветка с первыми листьями», «Аквариум. Рыбы», «Одуванчики», «Бабочки».
Техника: кляксография с трубочкой, монотипия пейзажная, печать по трафарету, монотипия предметная, кляксография обычная, тампонирование, набрызг, рисование восковыми мелками и свечой, граттаж.
Материал: бумага белая, гуашь, акварель, восковые мелки, клеенка, щетка, стека, палочки, трубочки, свечи, клей ПВА, соль, пенопласт, трафареты, печатки, воздушные фломастеры, ножницы.
Тема: «Дождик», «Осенний ковер», «Золотая осень», «Заиндевелое дерево», «Вечерний город», «Мой пушистый друг», «Снежинки», «Лисичка-сестричка», «Елочка нарядная», «Морозные узоры», «Зимний лес», «Транспорт», «Сказочные цветы», «Узоры на тарелочке (городецкая роспись)», «Воробышки зимой», «Морское дно», «Салфетка для мамы», «Ранняя весна», «Космос», «Салют».