Восприятие цвета:
Ребенок должен различать и называть основные цвета спектра красный, желтый, синий, зеленый, оранжевый, коричневый, голубой, черный, белый, фиолетовый.
Выкладывает сериационный ряд по насыщенности от темного к светлому и от светлого к темному(6-8 оттенков).
Уметь выделить у основных цветов темные оттенки из темных, светлые из светлых.
Умеет описывать окраску предметов в окружающем пространстве и в сюжетном изображение.
Восприятие формы:
Знает и различает основные геометрические фигуры плоскостные и объемные: круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, шар (шарик), куб (кубик), конус (башенка), призма (крыша), цилиндр (труба), эллипсоид (яйцо).
Соотносит геометрические фигуры с предметным изображением и с предметами в окружающем пространстве .
Восприятие величины:
Словесное обозначение параметров величины понимание, называние: (большой- маленький, высокий- низкий, широкий- узкий, длинный- короткий, толстый- тонкий). Высоты, длина, ширина, толщина. Выше- ниже, длиннее- короче, шире- уже, толще- тоньше;
Соотносит правильно предметы по величине.
Выкладывает предметы по величине (от высокого к низкому и наоборот путем наложения или зрительного сравнения 6-8 предметов).
Восприятие пространственных отношений:
Понимание пространственных предлогов и наречий. Понимает и использует в активной речи предлоги и наречия: из, на, под, по, в, к, за, рядом, над, перед, между, впереди, вперед, сзади, назад, вверху, верх, внизу, вниз, справа, слева, направо, налево, вокруг, кругом.
Оценивает удаленность в большом пространстве. Высоко- низко, далеко- близко с точкой отсчета от себя в одном и разных направлениях), что висит выше шарик или кубик, какие предметы далеко от тебя, близко к тебе;
Микроориентеровка на листе. верх, низ, середина, справа от середины, слева от середины, сверху вниз, снизу вверх, слева направо и в разных направлениях . Положи кружок на верхнюю сторону листа, треугольник на нижнюю, квадрат по середине и т.п.. Проведи по листу пальчиком снизу вверх, сверху вниз и т.п..
Ориентировка на себе знает и называет части тела и их пространственное расположение; хорошо ориентируется в собственном теле и на кукле. Проговаривает пространственное положение частей тела; покажи голову, нос….; что у тебя одно, что у тебя по два, где у тебя находится живот, что у куклы сзади, возьми карандаш в правую руку и т.д.;
Составляет целое из частей предметного изображения (6-8 частей разрезанные по вертикали и горизонтали, а также усложнённые варианты разрезанные по диагонали). Анализ образца воспроизведения узнай, что на картинке, расскажи какие части есть у предмета, собери такую же картинку самостоятельно, расскажи как будешь выкладывать, что сначала что потом.
Использует в речи синонимы, антонимы. Слова, обозначающие материалы, из которых сделаны предметы (бумажный, деревянный и т. д.). Использует множественное число существительного.
Выразительно рассказывает стихотворения, пересказывает небольшие рассказы. Строит предложения из 4-6 слов.
Называет дни недели, последовательность частей суток, времен года. Дает им описание.
Особенности памяти:
Покажите ребенку по очереди 10 картинок. Время демонстрации каждой картинки 1-2 сек. В норме ребенок запоминает 5-6 предметов из 10. Прочитайте ребенку 10 слов: стол, тетрадь, часы, конь, яблоко, собака, окно, диван, карандаш, ложка. Попросите его повторить слова. Ребенок должен вспомнить не менее 4-5 слов.
Называет свое имя, отчество, фамилию, адрес, имена и отчества родителей и их профессии.
Учитель- дефектолог Федотова А.И.