Проблема коррекционно-образовательной работы с детьми, имеющими сложные нарушения развития, в настоящее время приобретает все большую актуальность.
Это связано, как с многообразием комбинаций сочетанных патологий, так и с возросшим за последние годы количеством детей, рождающихся с отклонениями в развитии. К одной из таких групп можно отнести детей с нарушениями зрения. Основной контингент нашего дошкольного учреждения – воспитанники с косоглазием и амблиопией, т.е. с нарушением бинокулярного зрения. Есть слепые дети и с остаточным зрением.
У таких детей отмечаются не только изменения остроты зрения, но и нарушения зрительного восприятия в целом, что обусловлено проблемами с анализом изображения воспринимаемого объекта на уровне зрительного центра мозга.
Это приводит к формированию неточных или ошибочных представлений, что затрудняет развитие всех психических процессов. Для детей в МБДОУ детском саду № 11 «Подснежник» г. Якутска созданы благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития, для коррекции и лечения зрительных нарушений.
Вся основная работа идет по двум направлениям: лечебно-восстановительная и коррекционно-педагогическая. Лечебно-восстановительная работа осуществляется медицинским персоналом. Врач-офтальмолог назначает лечение, зрительные нагрузки с учетом возраста, степени амблиопии и вида фиксации.
Дети получают лечение в специально организованном ортоптическом кабинете, с помощью современной лечебно-медицинской аппаратуры. Направленность офтальмологических мероприятий выражается в поддержке и развитии всех структур зрительной системы; в совершенствовании и функционировании зрительного анализатора; в поддержке и развитии зрительной работоспособности; в профилактике осложнений глазных заболеваний; профилактике зрительного утомления. Коррекционно-педагогическая работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановления зрения на основе стимуляции всех потенциальных возможностей детей с нарушением зрения. Основная задача состоит в систематической работе по коррекции отклонений в развитии познавательной, личностной, двигательной сферы детей, по охране и развитию всей компенсирующей системы.
Коррекционно-педагогическая работа осуществляется на специальных занятиях тифлопедагога, на общеобразовательных занятиях, в свободной деятельности и через дидактические игры.
Педагоги ДОУ в образовательной деятельности с детьми с нарушениями зрения используют разнообразные методы работы: эксперименты, проектирование, наблюдения, беседы, разные виды игр. Особое место в закреплении результатов лечения отводится дидактической игре.
В процессе такой игры происходит компенсация зрительной недостаточности за счет включения сохранных анализаторов, речи и мышления. В процессе методически правильно построенной игровой деятельности обеспечивается активизация зрительных функций, тренировка аккомодационного аппарата и глазодвигательных мышц. Через дидактическую игру ребенок быстрее овладевает необходимыми для «работы» на аппаратах умениями и навыками, овладевает способами зрительной ориентации в различении признаков и свойств предметного мира, зрительно-пространственных признаков. Все упражнения по развитию зрения строятся на индивидуальном подходе к ребенку. Пособия и материалы, предлагаемые детям, подбираются с учетом зрительного анализатора ребенка и периода восстановительной работы.
Проводится ряд системных мероприятий, направленных на создание условий, облегающих зрительную работу: гимнастика для глаз; выполнение лечебных рекомендаций и организация жизнедеятельности ребенка в соответствии с этапами восстановительного лечения; общепедагогические мероприятия, направленные на укрепление физического и психического здоровья ребенка; воспитанию у детей и их родителей сознательного отношения к охране зрения. Таким образом, интегративная работа всех специалистов ДОУ дает положительную динамику в восстановлении зрения и развитии способностей и возможностей детей с ОВЗ.
Суханова Валентина Георгиевна, учитель-дефектолог