Известно, что нарушение зрительных функций, являясь первичным дефектом, влечёт за собой вторичное отклонение в формировании познавательной деятельности у детей с нарушением зрения. Коррекцию нарушений зрительного восприятия и вторичных отклонений в развитии у детей с патологией зрения можно осуществлять дома. Имеются множество игр и упражнений которые помогут вашим детям предотвратить отрицательное воздействие первичного дефекта на психофизическое развитие ребенка, а также целенаправленно воздействовать на развитие зрительного восприятия.
Так как у ребенка с нарушением зрения неустойчивое внимание, учить его внимательно выслушивать взрослого и отвечать на его вопросы. Роль памяти при различных нарушениях зрения огромно. Память характеризуется меньшей продуктивностью, снижен уровень долговременной зрительной памяти. Для развития памяти можно с ребенком проводить дидактические игры и упражнения, не требующие дорогих покупных игр.
Примерные дидактически игры и упражнения:
- Запомни и назови
- Чем отличается?
- Что изменилось?
- Чего не стало?
- Отгадай загадку?
- Запомни стихотворение?
- Что похоже на круг, треугольник, квадрат, овал?
- Что бывает красного, зеленого, желтого, синего цвета?
- Что бывает сладким, горьким, горячим, и т.д.?
Для любого ребенка, особенно с нарушением зрения, очень важно развивать внимание Важную роль в дошкольном возрасте играет непроизвольное внимание. При дефектах зрения главным условием развития памяти является активное участие ребенка в любом виде деятельности.
Предлагаем игры и упражнения для развития памяти ребенка:
- Домино
- Найди пару
- Фигуры и счет
- Кого не стало?
- Повторяй за мной
- Летает не летает?
- Твердое-мягкое?
- Найди одинаковые картинки.
Учите ребенка обследовать окружающие предметы не только с помощью зрения, но и осязания. Обращайте внимание на разные признаки и качества предметов (цвет, форма, величина, материал).
Чем больше навыков самостоятельной деятельности приобретает ребенок с нарушением зрения в дошкольном возрасте, тем легче ему будет адаптироваться в дальнейшей жизни.
Федотова А.И. учитель-дефектолог.