Уздечка языка представляет собой особую складку слизистой оболочки полости рта, которая тянется примерно от середины языка до основания десен в 5-8 мм от шейки нижних передних резцов. Считается, что длина уздечки языка в период сменного прикуса должна быть не менее 21 мм, а ширина не более 4 мм. Уздечка языка служит дополнительным средством прикрепления языка ко дну ротовой полости.

Укорочение уздечки языка – это аномалия, при которой верхний конец уздечки находится не в середине языка, а ближе к кончику или даже у самого кончика языка. Она может быть полной, когда язык полностью прикреплен ко дну полости рта и частичной, когда уздечка укорочена.

 

Однако очень часто возникает вопрос: не мешает ли уздечка правильно произносить звуки? Нужно ли ее подрезать или возможно обойтись без операции?

Существует ряд звуков русского языка, при произнесении которых кончик языка значительно поднимается вверх.

Это звуки  ШЖЩЛЛ’РР’.

В норме шипящие звуки: ШЖЩ — появляются после 4 лет,

 а соноры: ЛЛ’РР’ — после 5 лет.

Поэтому до 4 лет неоправданно прибегать к подрезанию уздечки языка без медицинских показаний с целью улучшения речи.

А также важно понимать, что после подрезания уздечки необходимо делать специальные упражнения, рекомендованные хирургом и логопедом.

Без специальной нагрузки уздечка срастается и становится еще короче, образуется рубцовая ткань, которую очень сложно растянуть в процессе работы с логопедом. Вследствие этого может понадобиться еще одна такая же операция. При этом маленькие дети в возрасте до 4 лет не понимают важности упражнений, не выполняют их самостоятельно, могут испытывать дискомфорт или боль при их выполнении, что приводит к отказу и негативизму со стороны ребенка.

Поэтому подрезание уздечки — это серьезный шаг, на который стоит решиться только в крайнем случае.

Короткая уздечка языка растягивается на необходимую длину с помощью специальных упражнений. Если она очень короткая на её растягивание  может потребоваться достаточное количество времени (может быть, около трёх месяцев).

 Как определить, достаточной ли длины подъязычная уздечка?

Попросите ребёнка поднять язык вверх к твёрдому небу. При нормальной подъязычной уздечке ребёнок свободно поднимает язык к твёрдому небу. При короткой − не может вытянуть язык вперёд и поднять его вверх. Когда ребёнок будет тянуть язык вверх, вы увидите, как подъязычная связка, ограничивая подъём языка, натягивается, резче обозначается, рельефнее выступает под языком, становится тоньше. Другая причина того, что ребёнок не может поднять язык вверх − мышцы языка не достаточно сильные и малоподвижные. Тогда вы увидите, как язык дрожит, отклоняется в сторону, дергается. В норме в 5 лет уздечка в растянутом состоянии должна быть не менее 8 мм. Средняя длина уздечки 1,5 см.

Артикуляционные упражнения для растягивания подъязычной связки (уздечки).

«Иголочка»
Рот открыт. Губы в улыбке. Острый язык высунуть вперед и удерживать его в таком положение на протяжении 10 сек, повторить упражнение 3-4 раза.

«Качели»

Рот открыт. Губы в улыбке. Движения языка:
а) широкий язык поднимается к носу и опускается к подбородку ;
б) широкий язык поднимается к верхней губе, затем опус кается к нижней губе ;
в) широкий язык вставить между верхними зубами и губой, затем между нижними зубами и губой ;
г) широкий кончик языка прикасается к верхним резцам, затем к нижним;
д) широким кончиком языка дотронуться до бугорков (альвеол) за нижними резцами, затем за верхними;
При выполнении всех упражнений следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны, губы не натягивались на зубы.

«Маляр»
Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад-вперед (от зубов к горлу и обратно). Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

«Вкусное варенье»

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба. Следить, чтобы язык не сужался, при втягивании его боковые края скользили по коренным зубам, а кончик языка был поднят. Губы не натягиваются на зубы, нижняя челюсть не «подсаживает язык вверх — она должна быть неподвижной.

Достать языком нос
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка поднять к носу и опустить к верхней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

Достать языком подбородок

Цель: укреплять мышцы языка, развивать подвижность кончика языка, умение им управлять.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык опустить к под бородку, затем поднять к нижней губе. Следить, чтобы язык не сужался, губы и нижняя челюсть были неподвижны.

«Лошадка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать подъем языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий лопатообразный язык прижать к нёбу (язык присасывается) и со щелчком оторвать. Следить, чтобы губы были в улыбке, нижняя челюсть не «подсаживала» язык вверх.

«Грибок»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать движение языка вверх, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Прижать широкий язык всей плоскостью к нёбу (язык присасывается) и удержать в таком положении под счет от 1 до 5—10. Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная уздечка — его ножку. Следить, чтобы боковые края языка были одинаково плотно прижаты к нёбу (ни одна половина не должна провисать), чтобы губы не натягивались на зубы. При повторении упражнения рот надо открывать шире.

«Гармошка»
Цель: укреплять мышцы языка, вырабатывать умение удерживать язык в вертикальном положении, растягивать подъязычную уздечку.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык прижать к нёбу (язык присасывается) и, не опуская языка, раскрывать и закрывать рот. При повторении упражнения надо стараться открывать рот все шире и дольше удерживать в таком положении. Следить, чтобы при открывании рта губы были в улыбке и оставались неподвижными, а язык не провисал.

            «Барабан» 

Улыбнуться, открыть рот. Многократно и отчетливо произносить звук Д-Д-Д. Язык при произнесении этого звука упирается в верхние зубы, рот не закрывать.

 Правила выполнения упражнений:

  1. При выполнении упражнений рот нужно открывать максимально широко, но в то же время так, чтобы ребёнок мог дотянуться кончиком языка до альвеол.
  2. Все движения должны выполняться медленно, на улыбке, близко к пределу возможного.
  3. Выполнение упражнений для ребёнка физически тяжело, язык может уставать, подъязычная связка может болеть – дайте ему отдых.

 

Учитель-логопед Часовитина Л.Л.